Главная Писатели-уроженцы Кунгура Рябинин Борис Степанович - Гельфан и Рябинин


Рябинин Борис Степанович - Гельфан и Рябинин

Индекс материала
Рябинин Борис Степанович
ТРЕТЬИ РЯБИНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ
Кунгурская трудовая коммуна
Цветаева Анастасия Ивановна
Ещё одно несостоявшееся знакомство
Сухомлинский и Б.С. Рябинин
Гельфан и Рябинин
Мамин-Сибиряк и Рябинин
Художник Комаров и Рябинин
Все страницы

«Игры для детей с животными»,
Или Ефим Моисеевич Гельфан и Б.С. Рябинин

 

Совсем непривычно предстаёт перед нами Б.С. Рябинин ещё в одном знакомстве.
«Вспоминается так же, как однажды в Москве ко мне пришёл нежданно-негаданно учитель Гельфан, добрейший Ефим Моисеевич Гельфан, приехавший ради такого случая из посёлка Белоусово Угодско-Заводского района Калужской области (разыскал, где я живу, как? – до сих пор для меня загадка; я остановился у знакомых), пришёл, чтобы уговорить меня написать для книги «Игры и упражнения для маленьких и больших» («Воспитание детей в игре»), готовившейся в издательстве «Просвещение», раздел «Игры детей с животными». Он придавал большое значение таким играм. Книга вышла, Ефим Моисеевич был доволен (желание его было исполнено), однако не считал, что дело сделано, можно поставить точку. На дарственном экземпляре, который я сохраняю как дорогую реликвию, он написал: «И всё же Вы, Борис Степанович, напишете большую, хорошо иллюстрированную, чрезвычайно нужную книгу «Игры для детей с животными»1…
Немного понятнее становится история отношений Гельфана и Рябинина из переписки 1969 года.

19/03
«Дорогой Борис Степанович! Как я писал, над нашей книгой «мудрует» новый редактор и т.к. она в этой области работает только полгода, «верховное руководство» взяла на себя главный редактор дошкольной литературы. Вы себе не можете представить, сколько ран она мне нанесла! Вашу статью она «освежевала» на первой странице – где Ваш старший сынишка привязал за верёвочку младшего братца Глебку и они вместе лаяли. «Опасно помещать такие живые картинки», «а вдруг» найдутся подражатели, и один насмерть задушит другого. Вот «мудрецы», которых не переспоришь, в чьих тисках наши находки. В Вашей статье ещё внесены некоторые стилистические поправки. А у меня!!! Хоть бы поскорее выпустили… из своих рук. Всего хорошего.
Ефим Моисеевич»2.

6.08.69 «Глубокоуважаемый Борис Степанович!
В Свердловске печатается наша книжка: Е.М. Гельфан и Б.С. Рябинин «Игры и упражнения для маленьких и больших». С неё сняты матрицы. Она отправлена в Свердловск в середине прошлого месяца. Она должна была выйти в I квартале этого года, но её уже все ждут, вернее всего, в IV кв. Если у Вас есть возможность ускорить её выход, прошу Вас постараться об этом.
Если повреждена Ваша часть книги, то моя в 5 раз больше. С другой моей книгой, которую приняли, а затем отказали в издательстве, сделали столько подлого и лживого, что об этом лучше поговорить при встрече.
Желаю Вам всего лучшего.
Е.М. Гельфан».
В следующем письме:
19/11
«Дорогой Борис Степанович!
В сегодняшней передаче центрального радио по первой программе «Взрослым о детях» подробно говорили о нашей книжке; я захватил только самый конец – говорили очень хорошо (видно, артист). Напишу в центральное радио, попрошу текст выступления, если получу - конечно, поделюсь с Вами.
Знаете, редактор Лавринович не так виновата в редакторской порче книги – это целиком сделала её непосредственная начальница – главный редактор дошкольной литературы. Лавринович даже хотела это опротестовать.
Для нас с Вами печальная новость: из издательства ушла по собственному желанию Варжецова. Я её считал своим «ангелом хранителем» да и к Вам она, по-моему, относилась прекрасно. Ушла она в момент реорганизации – ведь снова появилось два издательства «Просвещение» и АПН – «Педагогика». А в гору пошла много мне напортившая Орлова.
Наша книга прошла как переиздание, а при этом авторам дают только по одной книжке. Но ничего – я их сам купил пока 220, поэтому с радостью посылаю Вам пять. Гонорар пока не высылают, т.к. не получили нужных сведений из типографии.
Жду от Вас книгу с Вашей подписью.
Мне кажется, что много материала о животных (для игр) может быть у дочерей или внучек (или у методистов) Дурова (в «Уголке Дурова») или в Москве, во Дворце пионеров, там есть раздел «Собаководство». Ведь дрессировка животных, по-моему, очень близка к игре. Может быть, будучи в Москве, Вы об этом узнаете! Кое-что можно найти и у тех, кто пишет о животных. Заведите особую тетрадку, посвящённую этому вопросу, она, несомненно, постепенно заполнится неплохим материалом.
Хочу в Москве с Вами увидеться и посоветоваться о важном вопросе. Напишите, когда и где с Вами можно будет увидеться – я ведь «свободный» пенсионер. Пока, всего наилучшего.
Ефим Моисеевич».
И адрес: Калужская область, Угодско-Заводский район, пос. Белоусово, ул. Гурьянова 7, кв.8.
Сегодня посёлок, в котором жил Е.М. Гельфан, превратился в город Белоусово. Но в нём всего 8 588 человек жителей; одна средняя общеобразовательная и одна вечерняя школа… В городе объявлен благотворительный марафон по сбору средств на строительство сквера в районе ул. Гурьянова...
Попытка списаться с теми, кто знал Ефима Моисеевича, не увенчалась успехом. Нам так никто и не ответил.
Е.М. Гельфан издал шесть книг (столько выдаёт интернет), может быть, они есть и в библиотеках города Белоусово?
1. Игры и упражнения для развития внимания у детей [Текст] / Е. М. Гельфан; ред. Л. Н. Скаткин; Академия педагогических наук СССР, Институт теории и истории педагогики. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 32 с. - (Педагогические советы родителям).
2. Игры и упражнения для маленьких и больших. (Воспитание детей в игре) / Е. М. Гельфан; под ред. Л. В. Благонадежниной. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук, 1961. - 64 с. ил; 20 см 116000 экз.
3. От игры к самовоспитанию [Текст] / Е. М. Гельфан; Академия педагогических наук РСФСР. - Москва: Просвещение, 1964. - 84 с.
4. Арифметические игры и упражнения [Текст]: пособия для учителей начальной школы / Е. М. Гельфан. - Москва: Просвещение, 1968. - 111 с. 
5. Игры и упражнения для маленьких и больших [Текст]: воспитание детей в игре / Е. М. Гельфан, Б. С. Рябинин. - Москва: Просвещение, 1969. - 104 с. - (Книги для родителей): ил.; 20 см. - 100000 экз.
6. От игры к самовоспитанию [Текст] / Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков. - 2-е изд., доп. - Москва: Педагогика, 1971. - 103 с.

Последняя книга вышла в соавторстве с удивительным человеком. Сталь Анатольевич Шмаков (1931—2000) — заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, профессор, автор более 600 книг, брошюр, статей по проблемам воспитательной работы, поэт, референт Хрущёва, Брежнева, Горбачёва, Ельцина и Путина по вопросам образования.3
С.А.Шмаков провёл системное исследование игры - феномена культуры; им была создана концепция коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени; изучено использование ролевой игры как дидактического средства моделирования действительности;
Книга, написанная в соавторстве с Б. Рябининым, есть в Пермской краевой библиотеке им. Горького.
Е.М. Гельфан отвёл Борису Степановичу последнюю главу (с 96 страницы), небольшую по объёму, которая названа - «ИГРЫ ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМИ»4.
Описание игр Б.Рябинин предваряет небольшим вступлением:
«Игра с животными (собакой, кошкой), как всякое физическое упражнение, бесспорно, полезна ребёнку.
В играх с животными развивается сметливость, ловкость, быстрота реакции; кроме того, эти игры, будучи основаны на повадках четвероногих, дают ребенку некоторые первичные биологические знания, будят в нем любопытство в любознательность, а общение с живым преданным существом, безусловно, способствует выработке мягкости, доброты, то есть тех душевных свойств, которые мы хотим видеть в каждом нашем гражданине и которые являются началом истинной гуманности.
Полезность игры с животными — и, может быть, даже необходимость подобных игр — демонстрируют дети.
Я видел, как дети – мои и чужие – играли во дворе с Пальмой, крупной лохматой дворнягой, специально являвшейся для такого случая из соседнего двора. Ребята прятались, она искала; они убегали от неё - догоняла и т. д. и т. п. Всем это доставляло много радости. И думается (я даже убеждён в этом) игра эта сдружила не только животное с ребятами, но и цементировала всю ораву мальчишек.
А вскоре мне сообщили, что в 25-й школе города Первоуральска в самодеятельном детском театре «Малышок» практикуются игры - подражание зверям. Придумала их учительница, и игры эти очень содействовали лучшему усвоению учащимися естественных наук.
Эти примеры лишний раз убедили меня в том, что игры с животными весьма желательны детям: они развивают фантазию и способствуют сближению человека с миром животных - миром необычайно интересным и прекрасным, помогая воспитанию очень важных черт характера - доброты, человечности, умения понимать и любить природу. Сближение с природой - одна из целей подобных игр.
Итак, игры...
Простейшая из них - и наиболее часто наблюдаемая в жизни –
«И г р а с в е р ё в о ч к о й»: ребёнок убегает, волоча верёвочку за собой, животное ловит, догоняя, старается её схватить. В игре принимает участие котёнок или щенок. Взрослое животное более проворно, и ребенку, пожалуй, в этом случае будет не под силу состязаться с ним в быстроте и ловкости.
Для игры лучше брать тесёмку - она не порежет пасти, когда животное схватит её и будет тянуть, вырывать из рук ребёнка, а он в свою очередь будет пытаться удержать её в руках.
Играет неограниченное количество детей, по очереди, все они одновременно и участники, и судьи (что, кстати сказать, помогает развитию чувства справедливости, честности).
Игра проводится таким образом: быстро подёргивая верёвочку (тесьму), перебрасывая из руки в руку, отводя то в одну сторону, то в другую, убыстряя или замедляя бег, вообще действуя как можно изобретательнее, ребёнок старается не дать щенку или котёнку схватить кончик бечевы. Остальные следят за этим.
П р а в и л а и г р ы. Верёвочка (тесьма) не должна отрываться от земли, её нельзя отдёргивать и прятать. Она всё время змейкой волочится по земле. Нельзя силой выдергивать её из пасти, когда животное схватит. Нельзя отбрасывать, отгонять или задерживать щенка. Выигрывает тот, кто сумеет дольше и успешнее других увёртываться от щенка. Игра может продолжаться до первого схватывания или определённое время, три, пять минут, а потом делается подсчёт: сколько раз за это время щенок (котёнок) успел схватить бечеву. Кто из ребят самый ловкий, удачнее других противостоял щенку, тот и победитель.
«П р я т к и». Игра напоминает обычные прятки, в которые любят играть дети всех возрастов, от самых маленьких до подростков 12—14 лет. Разница лишь та, что в неё вводится животное — собака (или щенок). Дети прячутся - животное их ищет.
Играть лучше во дворе, в саду, вообще в таком месте, где есть много закоулков или разных предметов (строения, кусты, деревья), за которыми удобно прятаться.
Сперва выбирают, кому «водить» Если нет добровольца, кидают жребий. Можно делать это по - разному, у ребят для такого случая припасены и свои излюбленные способы. Ребята любят «считаться»: один, приговаривая, касается рукой груди каждого, а остальные при том повторяют что- нибудь вроде известного
Шалай-Болтай сидел на стене,
Шалай-Болтай свалился во сне,
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не могут Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая
собрать...
На кого пришлось слово «собрать», тому и «водить», он - «Шалтай-Болтай» (уже одно это вызывает взрыв веселья).
Для того чтобы успеть спрятаться хорошенько, даётся определённое время (скажем, сосчитать до ста).
Если собака дрессированная и послушная, её сажают на место, все (кроме того, кому «водить») разбегаются в прячутся, потом кто-то один командует: «Ищи!»
Недрессированную собаку нужно взять на привязь, иначе она включится в игру раньше времени и никто не успеет спрятаться.
Вместе с собакой ищет и водящий, он старается помочь ей напасть на след. Игра заканчивается, когда найдут всех.
Игра может варьироваться. Например, сперва собака ищет хозяина, а после они уже вместе ищут остальных. В этом случае всю игру водящим может быть хозяин пса.
В игре нет ни победителей, ни побеждённых, тем не менее она проходит обычно очень оживлённо, в быстром темпе, с хорошим весёлым задором (кто лучше спрятался, кого искали дольше всех!).
Очень важно, чтобы собака знала всех участников игры. Тогда её не нужно подгонять, она сама не успокоится, пока вся компания не окажется налицо. Для этого полезно, чтобы до игры ребята побегали, позабавлялись вместе с нею, вообще познакомились.
Не следует пугаться, когда собака рычит, лает, трясет головой, вообще изображает крайнюю свирепость. Злость эта притворная, пёс отдаётся игре с не меньшим азартом, чем дети,-в этом её прелесть.
От игры в прятки легко перейти к игре «в пограничники».
«П о г р а н и ч н и к и». Эта игра требует и большей выдумки, и большей свободы действий. Для нее необходима значительная площадка, и потому лучше всего для этого подойдут луг, берег реки с зарослями кустарника, с горками и ямками, где можно хорошо спрятаться и за- маскироваться. Игра особенно увлекает мальчишек.
Вначале распределяются роли: кто - «нарушитель», кто - «пограничник». Делается это путем жеребьёвки (если нет желающих быть «нарушителем»; обычно таких желающих мало - все хотят быть только «пограничниками»!). «Нарушителей» может быть и двое-трое, от этого игра становится только интереснее.
«Нарушителям» даётся время пересечь какую-то условную линию (дорогу, изгородь, речку) и основательно замаскироваться, укрыться в лесу или лощинке.
Расставляются пограничные посты. И после того как условное время истекло, подаётся сигнал тревоги: «Нарушитель (или нарушители») пересёк рубеж, государственная граница в опасности!» В погоню за «нарушителями» устремляется наряд с собакой.
Сложность и продолжительность игры зависят от того, сколько человек в ней участвует, а также насколько большой простор для действий предоставляет местность.
Здесь может быть бесчисленное количество вариантов, в зависимости от воображения и инициативы участников. Можно сразу спустить собаку и она «задержит» нарушителей». Можно повести долгий поиск на местности, последовательно обшарив все кустики, все укрытия, где могут прятаться нарушители». Можно начать «задержание» с одного конца площадки, а можно и сразу с нескольких (опять же в зависимости от числа участников и от того, насколько велика местность). Но во всех случаях активная роль отводится собаке. Она должна «взять след» и по следу сперва обнаружить «нарушителей», а после помочь их задержать.
«Нарушители» могут убегать, сопротивляться,— разумеется, до известного предела. Они считаются пойманными, как только собака догонит.
Для игры нельзя брать злобную собаку. Лучше всего подойдет ласковая, добрая, приветливая. Превосходно ведут себя все дворняжки. Они покладисты, миролюбивы, быстро «входят в роли». Пожалуй, лучших партнёров не сыскать.
Такая игра с собакой особенно рекомендуется в летнее время, в пионерских лагерях, где её можно провести с необходимым размахом - есть все нужные условия. Зимой можно проводить эту игру на лыжах.
К играм чисто спортивного характера относятся п е р е т я г и в а н и е, б е г (состязание в скорости), б у к с и р о в к а.

«П е р е т я г и в а н и е в е р ё в к и (каната или «конца») - любимое развлечение моряков и солдат. Покажите конец верёвки собаке, и она тотчас вцепится в него зубами и тоже станет тянуть. Крупная, мощная собака тянет очень сильно и нередко может принести победу своей стороне. Хватка у неё крепкая - не вырвешь.
К игре не допускаются молодые собаки, тем более щенки, с ещё неокрепшей зубной системой.
Точно так же нельзя использовать молодую собаку для буксировки лыжника и запряжки в санях, так как это требует значительного мускульного напряжения (собака вырастет излишне «растянутой», могут проявиться со временем и другие дефекты).
«Б у к с и р о в к а л ы ж н и к а» - увлекательный вид спорта,, и здесь пригодны все крупные, достаточно проворные и сильные собаки. По крепкому насту собака мчит лыжника так, что дух захватывает! Можно устраивать соревнования — кто быстрее пройдёт определённую дистанцию (100, 200 м, 500 м).
«Г о н к и с о б а ч ь и х у п р я ж е к» - вид соревнований для Крайнего Севера, в них участвуют взрослые и подростки. В городских условиях, когда держат одну, редко две собаки, трудно говорить об упряжке в том смысле, как она понимается в краях с суровой зимой и долгой полярной ночью. Но и одна собака, запряжённая в обычные санки, на каких катаются городские дети,- это тоже упряжка, и она может доставить много незабываемых минут мальчишкам и девчонкам. (Кстати, подобные катания устраиваются в некоторых городах - Ленинграде, Москве - клубами служебного собаководства.)
Городские санки не нарта, приспособленная для передвижения по снеговой целине, на них можно ездить либо по укатанной дороге, либо по хорошо слежавшемуся плотному снегу. Но если снег проваливается и сани всё время грузнут в сугробах, собака быстро выбьется из сил и гонки не получится.
Запрягать можно лишь крупное и выносливое животное, не боящееся холода, хорошо свыкшееся с местными климатическими условиями. Мелкие, слабые и изнеженные собаки не годятся. Упряжь должна быть хорошо пригнана по собаке, она не должна тереть, душить животное, сжимая шею и затрудняя дыхание.
В соревнованиях обязательно должен принимать участие кто-либо из взрослых с часами, по которым он будет засекать время и следить за скоростью передвижения упряжек.
Упряжки выпускаются либо все сразу (если позволяет местность и дорога), либо по очереди, в порядке номе ров, которые выявляются жеребьёвкой перед заездами.
Дистанция может быть самая различная, какую захотят сами соревнующиеся. Не надо чрезмерно увлекаться и задаваться слишком большим расстоянием или добиваться такой скорости, от которой собака валится наземь, высунув язык.
Собака может быть партнером в с о р е в н о в а н и и н а с к о р о с т ь б е г а. Некоторые зарубежные спортсмены используют собак при тренировках. Конечно, обогнать собаку невозможно - в скорости она не уступит лошади. Однако участие такого бегуна заставляет подтягиваться человека, на этом и может быть построена игра, где ребята соревнуются в беге с животным.
Выбирается подходящая площадка, бег начинается по свистку судьи. Предварительно надо приучить собаку бежать по прямой; в противном случае бег смешается на первых же метрах - пёс рванётся в сторону, за ним помчатся дети.
Если пёс никак не соглашается бежать прямо, все равно норовит забежать сбоку, можно поступить следующим образом: пусть владелец его встанет на финише – тогда верное животное не заставит себя просить, со старта сразу же возьмёт направление на хозяина.
«Игры-подражания и игры – распознавания» рекомендуются для самых маленьких, и хотя проходят без прямого участия животных, не содержат физических упражнений и скорее приближаются к викторине, нежели к спортивному состязанию, они не менее полезны.
Ребята садятся в кружок, и руководитель предлагает изобразить, как мяукает кошка; лает собака; чирикает воробей; стрекочет сорока; каркает ворона, галка; воркует голубь; кукует кукушка и т. д.
Если ребята еще никогда не слыхали их голосов, не знают характерных криков зверей и птиц, руководитель вначале изображает их сам, а потом предлагает сделать то же детям. Игра может продолжаться, пока не надоест. Выигравшим считается тот, у кого получается наиболее похоже.
Иначе строится игра-распознавание: сперва кто-то подражает животному, а руководитель спрашивает поочерёдно каждого: угадай, какой зверь (или птица) кричит так.
Если есть магнитофон и запись голосов зверей и птиц, игра может вестись с помощью магнитофона. Воспроизводится звук, после задается вопрос: кто это? Игра развивает память и наблюдательность и, безусловно, пригодится ребятам, когда они будут изучать биологию, а привычка распознавать голоса четвероногих и пернатых не раз может оказаться полезной в жизни.
Ребята любят слушать сказки и рассказы про животных и птиц. Игра-подражание поможет им закрепить в памяти услышанное. Как прыгает зайчик? Как передвигаются ёж, коза, свинья, корова. Как ползает змея? Как чистит пёрышки птичка? Ребята выполняют всё это очень охотно.
Игра становится совсем весёлой, если внести в неё дух соревнования, например, устроить состязание «зайчиков».
Очень оживлённо проходит игра «в ежа-недотрогу». Ребятишки образуют хоровод; Ёж (для него может быть сшит специальный костюм) встаёт в середине.
Ребята поют:
Ёжик, ёжик, догони!
Ёжик, ёжик, уколи!
А ёж, встав на четвереньки, должен коснуться их - уколоть иглами. Ребята увертываются, ёжик наступает, хоровод крутится...
Безусловно, это далеко не полный перечень возможных игр детей с животными или игр - подражаний животным. Можно придумать ещё очень много разнообразных забав подобного рода»4.

Неплохой находкой содружества двух неравнодушных людей стала книга Е.М. Гельфана и Б.С. Рябинина «Игры и упражнения для маленьких и больших».
А для нас это очередное открытие.
________________________

1. Рябинин Б.С. Ушедшее – живущее. Книга воспоминаний. – М.: Советский писатель, 1985. – С. 235
2. Гельфан Е.М. Автограф писем Рябинину. – Белоусов - Екатеринбург, 1969.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:Wiki-Puhc
4. Гельфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре). – М.: Просвещение, 1969. – С. 96-103.


Информацию подготовила Лапшина С.



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика