Инвестиционная привлекательность библиотек. Антикризисная модель их развития

Инвестирование в библиотеки можно рассматривать, как инвестирование в знания, в развитие человека, в формирование гражданского общества… Предлагаем рассмотреть разные аспекты инвестиционной деятельности библиотек, подчеркивая качественно новый этап в их управлении.
Для библиотек такие понятия, как «инвестиции», «инвестиционная привлекательность», «инвестор» пока еще недостаточно привычны. Нередко инвестициями называется нечто другое, а именно благотворительность, спонсорство, социальное партнерство. Некоторые материалы по этой теме вы можете прочитать в сборнике "Создадим страну читателей"

 

Все чаще можно слышать: «социальное инвестирование», «социальная ответственность», нередко появляется понятие «меценатство». Дружба с такими людьми - это особый ресурс, который делает библиотеку привлекательной, «имиджевой» в глазах общества. В свою очередь, и для тех, кто способствует ее процветанию, польза ощутима. В настоящее время обозначились и появляются новые субъекты инвестиционной деятельности, у каждого из которых имеются свои ресурсы, возможности и формы инвестирования для решения социальных проблем.
Библиотека хочет выжить и сохранить свой статус уважаемого в обществе
информационного учреждения, она должна и будет меняться. Библиотека находится в постоянном поиске. Ее традиционные функции (мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, культурная) обогатились новым содержанием, расширились возможности их реализации. Современная библиотека - это новые стратегии, модели, методики, технологии…

 

 


Библиотекари глазами читателей
Результаты анкетирования читателей детских библиотек области

Дудникова  Елена Викторовна, 
заведующий сектором
координационно-методического отдела,
психолог
Липецкой областной детской библиотеки

В библиотеках Липецкой области проводилось исследование «Формула успеха: информаци-онная культура и профессиональная компетентность детских библиотекарей», в результате ко-торого удалось выяснить мнение библиотечных работников о том, каким же они видят современного библиотекаря, работающего с читателями-детьми. Сегодня библиотекарю, по мнению коллег, не хва-тает профессиональных знаний (как, зачастую, и желания их получить), а также средств для их полу-чения (технического оснащения библиотеки, профессиональных периодических изданий, курсов по-вышения квалификации). Хотя при этом есть большое желание творчески реализоваться и воплощать в работе новые идеи. Свою работу большинство библиотекарей считает интересной и творческой. Тем не менее библиотекарь, как считают коллеги, должен постоянно заниматься повышением своего профессионального уровня. В целом, как показало исследование, современный библиотекарь не ис-пытывает трудностей в общении с читателем и легко находит общий язык с любым посетителем.
Подводя итоги исследования, невольно задаешься вопросом, совпадают ли представления кол-лег о библиотекаре с представлениями самих читателей? У библиотечных работников не всегда есть возможность узнать мнение читателей о себе и своей работе. А ведь именно такая информация может помочь не только улучшить обслуживание читателей, но и изменить саму библиотеку к лучшему в соответствии с интересами и предпочтениями посетителей. Для получения такой информации Ли-пецкой областной детской библиотекой был проведен массовый опрос методом анкетирования на тему «Библиотекарь глазами читателей». Данные собирались со всех библиотек Липецкой облас-ти, обслуживающих читателей-детей. Для этого была специально разработана анкета.
В анкетировании принимали участие читатели детских библиотек Липецкой области в возрасте от 9 до 17 лет. Большую часть опрошенных (79%) составили дети от 10 до 15 лет. Респондентам предлагалось ответить на 7 вопросов, исходя из их опыта общения с библиотекарями.
Как показал опрос, самостоятельность при выборе литературы требуется не всем опрошенным. Довольно-таки значительное количество респондентов (37%) склонны к более пассивному выбору книг, когда библиотекарь активно рекомендует им какую-либо интересную литературу, а не ждет, когда читатель попросит о помощи (см. диаграмму 1). Тем не менее большинство участников иссле-дования (62%) предпочитают самостоятельный выбор литературы. Одни из них любят, когда им пре-доставляют полную свободу в просмотре книг, другие просто предпочитают, чтобы библиотекарь лишний раз не вмешивался в данный процесс, но охотно помогал, когда читатель об этом попросит.
Диаграмма 1


Мнение респондентов в целом о библиотекарях, с которыми им когда-либо приходилось стал-киваться, вполне однозначно. В большинстве своем, как считают опрошенные, библиотекари в обще-нии с посетителями общительны, приветливы и в целом доброжелательны. Эту точку зрения разде-ляют 89% всех респондентов (см. диаграмму 2). Лишь немногие выразили противоположное мнение либо уклонились от ответа.
Диаграмма 2


В большинстве случаев библиотекари удовлетворяют информационные запросы читателей, предоставляя всю необходимую литературу по интересующей тематике (см. диаграмму 3). Всего лишь 3% опрошенных выразили недовольство тем, что библиотекари в работе с ними порой навязы-вают книги, которые заведомо не подходят, либо вовсе не занимаются выполнением полученного за-проса. Из этого можно сделать вывод, что в большинстве случаев читатели довольны библиотечным обслуживанием.
Диаграмма 3.


В процессе опроса участникам исследования предлагалось поделиться своими мыслями о том, что им нравится в библиотекарях, а что не нравится. Вопрос был намеренно открытым и не имел ни одного варианта ответа, предоставляя респондентам возможность свободно выразить свое мнение относительно всего, что они могли бы наблюдать: поведение, внешность, профессионализм, личност-ные качества и т. д. Такая постановка вопроса позволяет оценить не только некий «идеальный образ» библиотечного работника, но и выявить реальное состояние дел по данному вопросу (см. диаграмму 4 и диаграмму 5). Интересно, что ответы на вопрос о том, что нравится в библиотекарях, оказались буквально зеркальным отражением ответов на второй вопрос (о том, что не нравится), т. е. прямо противоположны друг другу. Это означает, что читатели имеют вполне четкое представление о том, каким бы им хотелось видеть современного библиотекаря.
Диаграмма 4.


Диаграмма 5.


И все же большинство библиотечных специалистов, с которыми когда-либо сталкивались оп-рошенные читатели, показали себя настоящими профессионалами, высококвалифицированными и компетентными (см. диаграмму 6). И это несмотря на то, что сами библиотекари считают: современ-ным коллегам не хватает профессиональных знаний, чтобы быть по-настоящему компетентными и высококвалифицированными специалистами.
Диаграмма 6


На вопрос о том, что же необходимо современному библиотекарю, 38% респондентов перечис-лили исключительно интеллектуальные данные, другие участники опроса указали профессиональные умения: подбор литературы и знание фонда (см. диаграмму 7). Кроме того, опрошенные упоминали внешний вид библиотекаря, а также умение находить общий язык с молодежью. Нужно отметить, что и в этом мнение библиотекарей совпало с читательским, поскольку сами библиотечные сотрудники, как показало упомянутое выше исследование, уверены в необходимости постоянного самообразова-ния и расширения кругозора.
Диаграмма 7.


Анкетирование читательской аудитории библиотек Липецкой области, работающих с детьми, показало, что читатели поровну делятся на две категории по предпочтениям в обслуживании: одни любят, когда библиотекарь активно предлагает литературу, другим нравится, когда им предоставлена возможность самостоятельно выбирать книги. Большинство опрошенных считают, что библиотекари в основном приветливы, доброжелательны и, как правило, удовлетворяют информационные потреб-ности читателей. В данных опроса выражено мнение о том, что современному библиотекарю нужны такие качества, как эрудиция, широта кругозора, а также умение грамотно подбирать литературу.
Проанализировав данные проведенного анкетирования, можно сделать вывод о том, что для чи-тательской аудитории в библиотекаре важны не только профессиональные качества и умение об-щаться с посетителями, но также внешний вид, который, по мнению опрошенных, должен соответст-вовать современным модным тенденциям. Все это говорит о том, что читатель воспринимает библио-текаря как цельный образ со всеми личностными особенностями и профессиональными проявления-ми.
В целом можно заявить, что ожиданиям читателей соответствуют и профессиональные стрем-ления библиотечных работников. Изучая данные, собранные среди библиотекарей и читателей, мы не нашли ни одного явного противоречия. И до тех пор, пока будет поддерживаться это соответствие, удовлетворенность посетителей библиотечным обслуживанием будет оставаться на стабильно высо-ком уровне.

 


 

 

Библиотека и социальное партнёрство
(опыт работы МБУК «Поронайская ЦБС») Сахалинской обасти

Волшукова Татьяна Сергеевна,
гл. библиограф
МБУК Поронайская централизованная библиотечная система
Сахалинская обл.

В последние годы социальное партнёрство в библиотечном деле становится всё более актуальным. Именно оно позволяет библиотекам стать действующими информационными центрами местного сообщества, развиваясь по линии традиционного сотрудничества с учреждениями образования, культуры, общественными организациями, муниципальными и государственными структурами.
На протяжении многих лет центральная библиотека выстраивала свои отношения с муниципальными структурами. Удачным опытом по взаимодействию с ними стал проект «Создание информационно-консультационного пункта для поддержки малого предпринимательства». Кроме отдела развития экономики городской администрации в реализации данного проекта активное участие принимал Центр занятости населения (грант комитета экономики Сахалинской области).
В течение последних десяти лет при поддержке отдела экономического развития городской администрации реализованы 4 проекта:
- вышеуказанный проект «Создание информационно-консультационного пункта для поддержки малого предпринимательства»;
- «Развитие информационно-консультационного пункта» (грант областного фонда поддержки предпринимательства);
- «Защита интересов через повышение уровня знаний» (грант «Каунтерпарт Интернешнл»).
- «У нас общий интерес – наше будущее» (грант Благотворительного Фонда М. Прохорова).
Центральная библиотека в рамках реализации данных проектов внесла свою лепту в создание общественной организации «Союз предпринимателей Поронайского района», чему предшествовали два «круглых стола».
Проект «Защита интересов через повышение уровня знаний» был представлен директором ЦБС на конференции в рамках завершения программы «Комплексное содействие развитию предпринимательства на Дальнем Востоке» (участники конференции: представители Сахалинской, Амурской областей, г. Хабаровска).
В настоящее время реализуется при поддержке отдела экономического развития городской администрации, Центра занятости населения проект «Курс на бизнес!» (грант Благотворительного фонда Михаила Прохорова). Одна из целей данного проекта – повышение уровня знаний начинающих своё дело представителей малого бизнеса посредством информационного обеспечения, консультационной помощи и организации учёбы с новыми технологиями.
Благодаря нашему стремлению поддержать конкурентно способное состояние ЦБС на рынке культурных услуг, желание воплотить в жизнь интересные творческие замыслы, а также продвинуться дальше в техническом развитии, мы принимаем ежегодное участие в конкурсах библиотечных проектов на соискание грантов областных и Всероссийских благотворительных фондов.
Библиотеки ЦБС вносят посильный вклад и в решение проблем местного сообщества. Библиотека с. Леонидово совместно с территориальным отделом администрации реализовала проект «Детская площадка». Данный проект имел широкий общественный резонанс, - благодаря ему в селе появилась обустроенная зона отдыха для проведения совместного досуга детей и взрослых (грант Управления молодёжной политики Сахалинской области).
Совместный проект центральной библиотеки и РОО «Поронайский эколого-просветительный центр» «Решать задачи будем вместе» при поддержке администрации городского округа и ГОВД г. Поронайска помог организовать и благоустроить в микрорайоне «Бумажник» детскую комнату, оборудовав ее персональным компьютером, телевизором, мебелью. Сегодня подростки с удовольствием проводят там своё свободное время. Кроме того, центральная библиотека поделилась своим книжным фондом, организовав библиотечный пункт.
В 2010 году центральная библиотека реализовала проект «Живая культура», одной из задач которого было приобретение музыкального инструмента – баяна стоимостью 98000 рублей для коллектива Поронайского народного хора «Русская песня». Старый музыкальный инструмент был ровесником самого хора:2010 году он отметил свой сорокалетний юбилей.
В сложных экономических условиях библиотека становится незаменимым островком психологической поддержки для тех, кому особенно трудно – самых незащищённых слоёв общества. На базе центральной библиотеки работает общественная организация пенсионеров, организована общественная приёмная. Совместно с организацией пенсионеров реализовано 3 проекта:
- «Очаг»;
- «Соучастие в судьбе»;
- «Живая культура».
В выполнении работ по проектам активное участие принимали Управление социальной защиты населения, ЗАГС, Детская школа искусств, общеобразовательные и дошкольные учреждения.
Партнёрские проекты позволяют библиотекам укрепить материально-техническую базу, издавать краеведческие пособия различной направленности («Имена в истории Поронайска», «Слово о Матери» и пр.), а также играют огромную роль в повышении имиджа библиотек ЦБС.
Центральная библиотека старается работать под девизом: «Заниматься не только своими делами, но и делами общества». В частности, оказана практическая помощь общественной организации инвалидов в разработке и реализации двух проектов под общим названием «Помоги ближнему». Результатом стало открытие клуба «Надежда» при поддержке городской администрации. Были приобретены вязальная, швейная машинки, мебель Произведён ремонт, в котором принимали участие и сотрудники библиотеки. При консультационной поддержке центральной библиотеки организация инвалидов в рамках реализации следующих проектов, разработанных уже самостоятельно, приобрела ПК, принтер, ксерокс, создала тренажёрный зал.
Сотрудники центральной библиотеки помогли разработать местным предпринимателям два бизнес – плана «Энергосберегающая технология в коммунальном хозяйстве» и «Авто-кемпинг». Проекты были представлены сотрудниками центральной библиотеки на ярмаркеинвестиционных проектов малого бизнеса Сахалинской области «Частная инициатива - 2003» (бизнес-план «Авто-кемпинг» занял 1-е место).
Центральная библиотека многим учреждениям и организациям оказывает методическую помощь в проектной деятельности, - в 2010 году два учреждения выиграли грант компании «СахалинЭнерджи».
В течение последних 10-ти лет библиотеки ЦБС при партнёрском взаимодействии реализовали 20 проектов по различным направлениям.
Тесно сотрудничаем в рамках муниципальных программ с такими учреждениями как ЗАГС, Управление социальной защиты населения, отделы городской администрации. Результатом такого партнёрства является то, что сотрудники центральной библиотеки проводят по поручению городской администрации такие мероприятия, как чествования победителей конкурса «Женщина года» и многодетных матерей городского округа (вручение Сахалинской награды «Материнская Слава»).
Многие учреждения, организации оказывают партнёрскую помощь в поисковой и исследовательской работе центральной библиотеки. В сборе материала для справочника «Солдаты Победы», ставшего единственным такого рода пособием, содержащим сведения о практически всех участниках Великой Отечественной войны, живших и живущих в нашем районе, приняли участие не только ветераны, родственники, но и ЗАГС, военный комиссариат, краеведческий музей, музей боевой и трудовой славы МОУ СОШ № 7.
Большую поисковую работу проделала центральная библиотека при поддержке отдела молодёжи УОКиС администрации ГО «Поронайский район» в связи с находкой захоронения военного лётчика Дахно А.И., погибшего в мирное время. В результате совместной деятельности осенью 2010 года 18 мальчишек и девчонок под эгидой местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»и в сопровождении сотрудника центральной библиотеки выехали в с. Возвращение с целью установить новый памятник на могиле лётчика.
Несмотря на столь обширный спектр деятельности, мы должны постоянно доказывать свою необходимость обществу, органам власти, различным социальным структурам, тщательно анализировать деятельность и уметь донести её результаты до общества, и тогда у нас будет не только сегодня, но и завтра.

 


 

Приглашение к дискуссии 
«Инвестиционная привлекательность библиотек.
Фандрейзинг в библиотеках»

Валяева Елена Аркадьевна,
директор государственного учреждения культуры
Ярославской области
Ярославской областной специальной библиотеки
для незрячих и слабовидящих

Инвестирование – вложение денежных средств для дальнейшего их увеличения. Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
(Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1. – В ред. от 10.01.2003. – Ст. 1)
Безусловно, положительный социальный эффект от инвестирования в библиотеку имеет место быть. Не стану здесь и сейчас доказывать нужность и необходимость библиотек для нашего общества. Для нас, библиотекарей, это очевидно.
Но инвестиционная привлекательность? Традиционное понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В основе принятия решения лежит экономическая выгода или, другими словами, принцип максимальной инвестиционной отдачи на основе альтернативной стоимости. Здесь же речь идет не о материальной выгоде.
Инвестиции в человеческий капитал – это вложения в приобретение знаний, опыта, увеличение творческого потенциала, духовные качества, способность и мобильность человека.
Важнейшим направлением инвестиций в человеческий капитал является образование и обучение. Библиотеки обладают огромным ресурсом и возможностями использовать его на благо общества. Поэтому инвестирование в библиотеки можно рассматривать как инвестирование в знания, в развитие человека, в формирование гражданского общества.
Часто под инвестициями понимается благотворительность, спонсорство, социальное партнерство, – словом, то, что принято называть иностранным термином фандрейзинг.
Фандрейзинг – поиск внебюджетных источников финансирования; комплексная система мероприятий по привлечению ресурсной помощи.
Со своей стороны, предлагаю краткое описание опыта работы в этом направлении Ярославской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

Одним из важных направлений инновационной деятельности библиотеки является написание проектов и подача заявок на соискание грантов. В соискании грантов сотрудники библиотеки придерживаются типичного алгоритма взаимодействия библиотеки с благотворительной организацией и выполняет ряд необходимых условий:
– определение темы проекта, его содержание
– постановка целей и задач проекта
– обоснование его социокультурной значимости
– составление сметы расходов
– заполнение заявки

С 2004 года наша библиотека работала над следующими проектами:
«Современные технологии для детей – инвалидов по зрению»
После определения темы проекта и его содержания, были поставлены цель и задачи проекта, обоснована социокультурная значимость, были составлены заявка и смета расходов к заявке.
Проект был направлен на детей школьного возраста, получающих образование на дому, а не в специализированных интернатах.
Проект получил высокую оценку губернатора и профинансирован (грант губернатора на реализацию проекта). В рамках проекта приобретено для библиотеки адаптивное техническое оборудование для работы с детьми – инвалидами по зрению.
По окончании проекта составлены отчёты:
– Текстовой отчёт, где отражены результаты реализации проекта, отмечено достижение поставленных целей
– Финансовый отчёт по форме № 2 «Отчёт об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» с приложением всех платёжных документов.

Следующие четыре проекта библиотеки были включены в региональную программу «Семья»:
«Организация групповой работы с родителями детей – инвалидов»
«Социокультурная помощь в адаптации детей – инвалидов через общение, книгу, движение»
«Азбука успеха»
«Новые горизонты доступного чтения для детей-инвалидов».
Все четыре проекта охватывали семьи с детьми – инвалидами, в возрасте от 6 месяцев до 5 лет.
В ходе реализации проектов были приобретены развивающие пособия, дидактические игры, начато изготовление тактильных рукодельных книг, появилась возможность доставки детей – инвалидов на занятия в библиотеку.
Проекты были успешно завершены, но работа с семьями и детьми, включёнными в проект, продолжается до сих пор в виде психологического сопровождения, оказания информационно-консультативной поддержки, занятий в сенсорно-тактильных коррекционно-воспитательных и развивающих кружках.

Перечисленная проектная деятельность привлекла внимание общественности к библиотеке и к проблемам инвалидов.
Укрепились, стали более упорядоченными, отношения с педагогическим институтом – для работы с детьми-инвалидами, во время семейных занятий, привлекались студенты – волонтёры; в библиотеке начали проходить занятия и для самих студентов с целью знакомства с проблемами и потребностями людей, имеющими ограничения физического здоровья.
К изготовлению тактильных книг подключились юные модельеры студии «Стиль» областного Центра детей и юношества.
Библиотека установила партнёрские отношения с музеем-заповедником, где теперь проходят специальные совместные с библиотекой занятия – экскурсии для детей и взрослых имеющих ограничения физического здоровья.

Библиотека успешно участвовала в федеральной целевой программе «Культура России» (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия»; раздел подпрограммы «Модернизация технического и технологического оснащения учреждения культуры»; название мероприятия – проекта «Приобретение библиотечного оборудования»).
Участие в этой целевой программе позволило переоборудовать один из отделов библиотеки.

Библиотека подготовила и провела цикл мероприятий к 1000-летию Ярославля и для продвижения краеведческой книги и чтения в среду читателей – инвалидов Ярославской области «Ярославль – взгляд сквозь столетия».
Цикл мероприятий финансировался из областного бюджета как особо значимые областные мероприятия.
Мероприятия проводились с применением проектора и экрана, приобретённых на выделенные средства.
Проделанная работа позволила расширить знания инвалидов о Ярославском крае и о земляках. В ходе работы по подготовке и проведению мероприятий у библиотеки появились новые добровольные помощники – студенты Ярославского театрального института и государственная телерадиокомпания «Ярославия». ГТРК «Ярославия» предоставила свои студии звукозаписи студентам театрального ВУЗа для записи стихов ярославских поэтов на специальный аудиоформат для читателей нашей библиотеки.

Интересен опыт работы библиотеки с Благотворительным Общественным Фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей».
С 2003 года библиотека неоднократно отправляла письма на имя директора Фонда с просьбой прислать детям – читателям нашей библиотеки такие книжки. В 2006 году библиотека получила первую партию таких книг. С тех пор Фонд регулярно снабжает библиотеку иллюстрированными книжками.
В роли мецената Фонда участвует Ярославский филиал коммерческого банка «БИНБАНК» (ОАО «АКБ «БИН»). Сотрудники банка в рамках программы Фонда «Книжки в подарок» 1 сентября 2007 г. совместно с библиотекой устроили юным читателям настоящий праздник, праздник Знаний, с угощениями и подарками.
Предоставление Фондом в дар иллюстрированных книг обычно сопровождается письмом, где указаны меценаты, при участии которых были изданы эти книги (в нашем случае это БИНБАНК). Они обращаются с убедительной просьбой высказать свои замечания, пожелания и предложения, и выражают готовность услышать и реализовать все наши рекомендации. Стоит отметить тот факт, что действительно, всё, о чём мы пишем в ответном письме, учитывается при изготовлении последующих книг.

Как мы можем видеть, взаимоотношения библиотек с фондами, меценатами и просто неравнодушными людьми тесно переплетены. Здесь присутствует постоянная взаимообратная связь с целью конкретизации потребностей библиотеки и выяснения возможностей спонсоров, с обязательной благодарностью и оценкой проделанной работы.
Кроме крупных фондов и организаций, библиотека часто обращается за помощью к частным лицам, руководителям предприятий, фирм, педагогам и организатором детских студий. Словом, возможностей привлечения благотворителей – великое множество. Но и трудностей на этом поприще немало. Предлагаю участникам форума поделиться с нами опытом преодоления этих трудностей .

Вывод можно сделать следующий:
Эффективный фандрейзинг предполагает наличие координатора в библиотеке. Он может не быть главным искателем денег, но обязан быть в курсе всех проектов и обращений по фандрейзингу, координировать обращения, иметь базу данных: проспекты, буклеты о библиотеке, визитки, видео- и фотоматериалы, образцы публикаций, списки доноров, отзывы доноров, договоры и т. д. Фандрейзинг – это большая и трудоёмкая аналитическая работа.
Библиотека, которая хочет получать благотворительную помощь, должна проводить анализ предприятий, фирм своего региона с целью определения и отбора потенциальных благотворителей или спонсоров. Задача библиотеки – своевременно обратиться и убедить, что помощь необходима именно ей, изучить коммерческие цели компаний и корпораций, искать обоюдную заинтересованность. Таким образом, определить источник финансирования, форму предоставления помощи и круг потенциальных спонсоров – это первая ступенька к внебюджетному финансированию, от которой зависит определение и расширение круга своих доноров, и их количество. Необходимо определить рейтинг, то есть возможность и желание давать пожертвования среди потенциальных доноров. Их можно распределить на группы в зависимости от суммы, которую по предположению библиотеки, донор может дать.
Таким образом, мы видим многоаспектность стратегии фандрейзинга, формирования внебюджетных источников. Необходимо помнить, что библиотека располагает значительными потенциальными возможностями, которые при умелой реализации могут стать источником дополнительных финансовых средств.
Но, к сожалению, иметь специалиста, который будет целенаправленно заниматься этой работой, далеко не каждая библиотека может себе позволить. Поэтому, привлечение внебюджетных средств – процесс на практике довольно сложный. Для нашей библиотеки это тоже большая проблема.

Я предлагаю участникам форума обсудить возможности дополнительного финансирования библиотек с помощью благотворителей и спонсоров.

Жду ваших откликов, с уважением, директор Е.А. Валяева


 

 

 

Библиотека для молодежи

(социальное партнерство)

Ногуманова Эльвина Магайминовна
Зав. Чайкинской сельской библиотекой

В 2009 году в Чайкинской сельской библиотеке был создан подростково - молодежный клуб «Будущее – это мы!». 
Члены клуба оказывали помощь инвалидам и престарелым людям, принимали участие в проведении акции «Милосердие и книга».
В 2010 году особое внимание было уделено экологическому направлению. Проведена акция по очистке территории от мусора «Май с чистыми улицами», созданный живой уголок с альпийской горкой и водоемом перед зданием Дома культуры радовал всех жителей села.
Наступило время, когда к проблемам экологии и охраны окружающей среды причастны все, независимо от возраста и рода занятий. Главное всегда помнить – наше будущее зависит не от кого-то, а лично от каждого из нас.
Работа по экологическому просвещению была продолжена и в 2011 году. Реализован мини-проект «Земля, где мы живем», который стал победителем в конкурсе социальных и культурных мини-проектов «Молодежь. Инициатива. Добровольничество», организованный Управлением учреждениями культуры, спорта и молодежной политики.
Цель мини-проекта: формирование у подростков и молодежи творческой инициативы и активной жизненной позиции в решении экологических задач и проблем в процессе личного участия в экологических мероприятиях, акциях.
Задачи:
1. воспитание любви к окружающему миру, научить наблюдать природу, сопереживать ей и заботиться о ней;
2. воспитание молодого поколения, способного жить и работать в соответствии с современными принципами, нормами и идеалами экологической нравственности;
3. расширения спектра представлений и знаний подростков о природе и взаимоотношениях в ней, о роли и месте в природе ЧЕЛОВЕКА.
В результате повысилась экологическая культура молодежи, пополнились знания по экологии, сохранению и восстановлению природы, изменилось их отношение к природе родного края.
Мероприятия, проводимые членами подростково-молодежного клуба «Будущее – это мы!» (например, акция по очистки территории от мусора «Селу: чистоту и порядок!», экологический субботник «Мир красок и цветов», экологическая фотовыставка «Природы дивные явления», День природы «Во благо природы») способствовали улучшению окружающей среды. На территории Дома культуры около беседки посажены цветы. Ведь мы должны помнить, что наша природа уникальна, неповторима, просто прекрасна!