Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Инвестиционная привлекательность библиотек. Антикризисная модель их развития - Приглашение к дискуссии


Инвестиционная привлекательность библиотек. Антикризисная модель их развития - Приглашение к дискуссии

Индекс материала
Инвестиционная привлекательность библиотек. Антикризисная модель их развития
Библиотекари глазами читателей
Библиотека и социальное партнёрство
Приглашение к дискуссии
Библиотека для молодежи
Все страницы

 

Приглашение к дискуссии 
«Инвестиционная привлекательность библиотек.
Фандрейзинг в библиотеках»

Валяева Елена Аркадьевна,
директор государственного учреждения культуры
Ярославской области
Ярославской областной специальной библиотеки
для незрячих и слабовидящих

Инвестирование – вложение денежных средств для дальнейшего их увеличения. Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
(Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1. – В ред. от 10.01.2003. – Ст. 1)
Безусловно, положительный социальный эффект от инвестирования в библиотеку имеет место быть. Не стану здесь и сейчас доказывать нужность и необходимость библиотек для нашего общества. Для нас, библиотекарей, это очевидно.
Но инвестиционная привлекательность? Традиционное понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В основе принятия решения лежит экономическая выгода или, другими словами, принцип максимальной инвестиционной отдачи на основе альтернативной стоимости. Здесь же речь идет не о материальной выгоде.
Инвестиции в человеческий капитал – это вложения в приобретение знаний, опыта, увеличение творческого потенциала, духовные качества, способность и мобильность человека.
Важнейшим направлением инвестиций в человеческий капитал является образование и обучение. Библиотеки обладают огромным ресурсом и возможностями использовать его на благо общества. Поэтому инвестирование в библиотеки можно рассматривать как инвестирование в знания, в развитие человека, в формирование гражданского общества.
Часто под инвестициями понимается благотворительность, спонсорство, социальное партнерство, – словом, то, что принято называть иностранным термином фандрейзинг.
Фандрейзинг – поиск внебюджетных источников финансирования; комплексная система мероприятий по привлечению ресурсной помощи.
Со своей стороны, предлагаю краткое описание опыта работы в этом направлении Ярославской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

Одним из важных направлений инновационной деятельности библиотеки является написание проектов и подача заявок на соискание грантов. В соискании грантов сотрудники библиотеки придерживаются типичного алгоритма взаимодействия библиотеки с благотворительной организацией и выполняет ряд необходимых условий:
– определение темы проекта, его содержание
– постановка целей и задач проекта
– обоснование его социокультурной значимости
– составление сметы расходов
– заполнение заявки

С 2004 года наша библиотека работала над следующими проектами:
«Современные технологии для детей – инвалидов по зрению»
После определения темы проекта и его содержания, были поставлены цель и задачи проекта, обоснована социокультурная значимость, были составлены заявка и смета расходов к заявке.
Проект был направлен на детей школьного возраста, получающих образование на дому, а не в специализированных интернатах.
Проект получил высокую оценку губернатора и профинансирован (грант губернатора на реализацию проекта). В рамках проекта приобретено для библиотеки адаптивное техническое оборудование для работы с детьми – инвалидами по зрению.
По окончании проекта составлены отчёты:
– Текстовой отчёт, где отражены результаты реализации проекта, отмечено достижение поставленных целей
– Финансовый отчёт по форме № 2 «Отчёт об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» с приложением всех платёжных документов.

Следующие четыре проекта библиотеки были включены в региональную программу «Семья»:
«Организация групповой работы с родителями детей – инвалидов»
«Социокультурная помощь в адаптации детей – инвалидов через общение, книгу, движение»
«Азбука успеха»
«Новые горизонты доступного чтения для детей-инвалидов».
Все четыре проекта охватывали семьи с детьми – инвалидами, в возрасте от 6 месяцев до 5 лет.
В ходе реализации проектов были приобретены развивающие пособия, дидактические игры, начато изготовление тактильных рукодельных книг, появилась возможность доставки детей – инвалидов на занятия в библиотеку.
Проекты были успешно завершены, но работа с семьями и детьми, включёнными в проект, продолжается до сих пор в виде психологического сопровождения, оказания информационно-консультативной поддержки, занятий в сенсорно-тактильных коррекционно-воспитательных и развивающих кружках.

Перечисленная проектная деятельность привлекла внимание общественности к библиотеке и к проблемам инвалидов.
Укрепились, стали более упорядоченными, отношения с педагогическим институтом – для работы с детьми-инвалидами, во время семейных занятий, привлекались студенты – волонтёры; в библиотеке начали проходить занятия и для самих студентов с целью знакомства с проблемами и потребностями людей, имеющими ограничения физического здоровья.
К изготовлению тактильных книг подключились юные модельеры студии «Стиль» областного Центра детей и юношества.
Библиотека установила партнёрские отношения с музеем-заповедником, где теперь проходят специальные совместные с библиотекой занятия – экскурсии для детей и взрослых имеющих ограничения физического здоровья.

Библиотека успешно участвовала в федеральной целевой программе «Культура России» (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия»; раздел подпрограммы «Модернизация технического и технологического оснащения учреждения культуры»; название мероприятия – проекта «Приобретение библиотечного оборудования»).
Участие в этой целевой программе позволило переоборудовать один из отделов библиотеки.

Библиотека подготовила и провела цикл мероприятий к 1000-летию Ярославля и для продвижения краеведческой книги и чтения в среду читателей – инвалидов Ярославской области «Ярославль – взгляд сквозь столетия».
Цикл мероприятий финансировался из областного бюджета как особо значимые областные мероприятия.
Мероприятия проводились с применением проектора и экрана, приобретённых на выделенные средства.
Проделанная работа позволила расширить знания инвалидов о Ярославском крае и о земляках. В ходе работы по подготовке и проведению мероприятий у библиотеки появились новые добровольные помощники – студенты Ярославского театрального института и государственная телерадиокомпания «Ярославия». ГТРК «Ярославия» предоставила свои студии звукозаписи студентам театрального ВУЗа для записи стихов ярославских поэтов на специальный аудиоформат для читателей нашей библиотеки.

Интересен опыт работы библиотеки с Благотворительным Общественным Фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей».
С 2003 года библиотека неоднократно отправляла письма на имя директора Фонда с просьбой прислать детям – читателям нашей библиотеки такие книжки. В 2006 году библиотека получила первую партию таких книг. С тех пор Фонд регулярно снабжает библиотеку иллюстрированными книжками.
В роли мецената Фонда участвует Ярославский филиал коммерческого банка «БИНБАНК» (ОАО «АКБ «БИН»). Сотрудники банка в рамках программы Фонда «Книжки в подарок» 1 сентября 2007 г. совместно с библиотекой устроили юным читателям настоящий праздник, праздник Знаний, с угощениями и подарками.
Предоставление Фондом в дар иллюстрированных книг обычно сопровождается письмом, где указаны меценаты, при участии которых были изданы эти книги (в нашем случае это БИНБАНК). Они обращаются с убедительной просьбой высказать свои замечания, пожелания и предложения, и выражают готовность услышать и реализовать все наши рекомендации. Стоит отметить тот факт, что действительно, всё, о чём мы пишем в ответном письме, учитывается при изготовлении последующих книг.

Как мы можем видеть, взаимоотношения библиотек с фондами, меценатами и просто неравнодушными людьми тесно переплетены. Здесь присутствует постоянная взаимообратная связь с целью конкретизации потребностей библиотеки и выяснения возможностей спонсоров, с обязательной благодарностью и оценкой проделанной работы.
Кроме крупных фондов и организаций, библиотека часто обращается за помощью к частным лицам, руководителям предприятий, фирм, педагогам и организатором детских студий. Словом, возможностей привлечения благотворителей – великое множество. Но и трудностей на этом поприще немало. Предлагаю участникам форума поделиться с нами опытом преодоления этих трудностей .

Вывод можно сделать следующий:
Эффективный фандрейзинг предполагает наличие координатора в библиотеке. Он может не быть главным искателем денег, но обязан быть в курсе всех проектов и обращений по фандрейзингу, координировать обращения, иметь базу данных: проспекты, буклеты о библиотеке, визитки, видео- и фотоматериалы, образцы публикаций, списки доноров, отзывы доноров, договоры и т. д. Фандрейзинг – это большая и трудоёмкая аналитическая работа.
Библиотека, которая хочет получать благотворительную помощь, должна проводить анализ предприятий, фирм своего региона с целью определения и отбора потенциальных благотворителей или спонсоров. Задача библиотеки – своевременно обратиться и убедить, что помощь необходима именно ей, изучить коммерческие цели компаний и корпораций, искать обоюдную заинтересованность. Таким образом, определить источник финансирования, форму предоставления помощи и круг потенциальных спонсоров – это первая ступенька к внебюджетному финансированию, от которой зависит определение и расширение круга своих доноров, и их количество. Необходимо определить рейтинг, то есть возможность и желание давать пожертвования среди потенциальных доноров. Их можно распределить на группы в зависимости от суммы, которую по предположению библиотеки, донор может дать.
Таким образом, мы видим многоаспектность стратегии фандрейзинга, формирования внебюджетных источников. Необходимо помнить, что библиотека располагает значительными потенциальными возможностями, которые при умелой реализации могут стать источником дополнительных финансовых средств.
Но, к сожалению, иметь специалиста, который будет целенаправленно заниматься этой работой, далеко не каждая библиотека может себе позволить. Поэтому, привлечение внебюджетных средств – процесс на практике довольно сложный. Для нашей библиотеки это тоже большая проблема.

Я предлагаю участникам форума обсудить возможности дополнительного финансирования библиотек с помощью благотворителей и спонсоров.

Жду ваших откликов, с уважением, директор Е.А. Валяева



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика