Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Инвестиционная привлекательность библиотек. Антикризисная модель их развития - Библиотекари глазами читателей


Инвестиционная привлекательность библиотек. Антикризисная модель их развития - Библиотекари глазами читателей

Индекс материала
Инвестиционная привлекательность библиотек. Антикризисная модель их развития
Библиотекари глазами читателей
Библиотека и социальное партнёрство
Приглашение к дискуссии
Библиотека для молодежи
Все страницы

Библиотекари глазами читателей
Результаты анкетирования читателей детских библиотек области

Дудникова  Елена Викторовна, 
заведующий сектором
координационно-методического отдела,
психолог
Липецкой областной детской библиотеки

В библиотеках Липецкой области проводилось исследование «Формула успеха: информаци-онная культура и профессиональная компетентность детских библиотекарей», в результате ко-торого удалось выяснить мнение библиотечных работников о том, каким же они видят современного библиотекаря, работающего с читателями-детьми. Сегодня библиотекарю, по мнению коллег, не хва-тает профессиональных знаний (как, зачастую, и желания их получить), а также средств для их полу-чения (технического оснащения библиотеки, профессиональных периодических изданий, курсов по-вышения квалификации). Хотя при этом есть большое желание творчески реализоваться и воплощать в работе новые идеи. Свою работу большинство библиотекарей считает интересной и творческой. Тем не менее библиотекарь, как считают коллеги, должен постоянно заниматься повышением своего профессионального уровня. В целом, как показало исследование, современный библиотекарь не ис-пытывает трудностей в общении с читателем и легко находит общий язык с любым посетителем.
Подводя итоги исследования, невольно задаешься вопросом, совпадают ли представления кол-лег о библиотекаре с представлениями самих читателей? У библиотечных работников не всегда есть возможность узнать мнение читателей о себе и своей работе. А ведь именно такая информация может помочь не только улучшить обслуживание читателей, но и изменить саму библиотеку к лучшему в соответствии с интересами и предпочтениями посетителей. Для получения такой информации Ли-пецкой областной детской библиотекой был проведен массовый опрос методом анкетирования на тему «Библиотекарь глазами читателей». Данные собирались со всех библиотек Липецкой облас-ти, обслуживающих читателей-детей. Для этого была специально разработана анкета.
В анкетировании принимали участие читатели детских библиотек Липецкой области в возрасте от 9 до 17 лет. Большую часть опрошенных (79%) составили дети от 10 до 15 лет. Респондентам предлагалось ответить на 7 вопросов, исходя из их опыта общения с библиотекарями.
Как показал опрос, самостоятельность при выборе литературы требуется не всем опрошенным. Довольно-таки значительное количество респондентов (37%) склонны к более пассивному выбору книг, когда библиотекарь активно рекомендует им какую-либо интересную литературу, а не ждет, когда читатель попросит о помощи (см. диаграмму 1). Тем не менее большинство участников иссле-дования (62%) предпочитают самостоятельный выбор литературы. Одни из них любят, когда им пре-доставляют полную свободу в просмотре книг, другие просто предпочитают, чтобы библиотекарь лишний раз не вмешивался в данный процесс, но охотно помогал, когда читатель об этом попросит.
Диаграмма 1


Мнение респондентов в целом о библиотекарях, с которыми им когда-либо приходилось стал-киваться, вполне однозначно. В большинстве своем, как считают опрошенные, библиотекари в обще-нии с посетителями общительны, приветливы и в целом доброжелательны. Эту точку зрения разде-ляют 89% всех респондентов (см. диаграмму 2). Лишь немногие выразили противоположное мнение либо уклонились от ответа.
Диаграмма 2


В большинстве случаев библиотекари удовлетворяют информационные запросы читателей, предоставляя всю необходимую литературу по интересующей тематике (см. диаграмму 3). Всего лишь 3% опрошенных выразили недовольство тем, что библиотекари в работе с ними порой навязы-вают книги, которые заведомо не подходят, либо вовсе не занимаются выполнением полученного за-проса. Из этого можно сделать вывод, что в большинстве случаев читатели довольны библиотечным обслуживанием.
Диаграмма 3.


В процессе опроса участникам исследования предлагалось поделиться своими мыслями о том, что им нравится в библиотекарях, а что не нравится. Вопрос был намеренно открытым и не имел ни одного варианта ответа, предоставляя респондентам возможность свободно выразить свое мнение относительно всего, что они могли бы наблюдать: поведение, внешность, профессионализм, личност-ные качества и т. д. Такая постановка вопроса позволяет оценить не только некий «идеальный образ» библиотечного работника, но и выявить реальное состояние дел по данному вопросу (см. диаграмму 4 и диаграмму 5). Интересно, что ответы на вопрос о том, что нравится в библиотекарях, оказались буквально зеркальным отражением ответов на второй вопрос (о том, что не нравится), т. е. прямо противоположны друг другу. Это означает, что читатели имеют вполне четкое представление о том, каким бы им хотелось видеть современного библиотекаря.
Диаграмма 4.


Диаграмма 5.


И все же большинство библиотечных специалистов, с которыми когда-либо сталкивались оп-рошенные читатели, показали себя настоящими профессионалами, высококвалифицированными и компетентными (см. диаграмму 6). И это несмотря на то, что сами библиотекари считают: современ-ным коллегам не хватает профессиональных знаний, чтобы быть по-настоящему компетентными и высококвалифицированными специалистами.
Диаграмма 6


На вопрос о том, что же необходимо современному библиотекарю, 38% респондентов перечис-лили исключительно интеллектуальные данные, другие участники опроса указали профессиональные умения: подбор литературы и знание фонда (см. диаграмму 7). Кроме того, опрошенные упоминали внешний вид библиотекаря, а также умение находить общий язык с молодежью. Нужно отметить, что и в этом мнение библиотекарей совпало с читательским, поскольку сами библиотечные сотрудники, как показало упомянутое выше исследование, уверены в необходимости постоянного самообразова-ния и расширения кругозора.
Диаграмма 7.


Анкетирование читательской аудитории библиотек Липецкой области, работающих с детьми, показало, что читатели поровну делятся на две категории по предпочтениям в обслуживании: одни любят, когда библиотекарь активно предлагает литературу, другим нравится, когда им предоставлена возможность самостоятельно выбирать книги. Большинство опрошенных считают, что библиотекари в основном приветливы, доброжелательны и, как правило, удовлетворяют информационные потреб-ности читателей. В данных опроса выражено мнение о том, что современному библиотекарю нужны такие качества, как эрудиция, широта кругозора, а также умение грамотно подбирать литературу.
Проанализировав данные проведенного анкетирования, можно сделать вывод о том, что для чи-тательской аудитории в библиотекаре важны не только профессиональные качества и умение об-щаться с посетителями, но также внешний вид, который, по мнению опрошенных, должен соответст-вовать современным модным тенденциям. Все это говорит о том, что читатель воспринимает библио-текаря как цельный образ со всеми личностными особенностями и профессиональными проявления-ми.
В целом можно заявить, что ожиданиям читателей соответствуют и профессиональные стрем-ления библиотечных работников. Изучая данные, собранные среди библиотекарей и читателей, мы не нашли ни одного явного противоречия. И до тех пор, пока будет поддерживаться это соответствие, удовлетворенность посетителей библиотечным обслуживанием будет оставаться на стабильно высо-ком уровне.

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика