Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Библиотеки, музеи и архивы в едином пространстве информации - Рука об руку


Библиотеки, музеи и архивы в едином пространстве информации - Рука об руку

Индекс материала
Библиотеки, музеи и архивы в едином пространстве информации
Размышления молодого библиотекаря о себе подобных
Библиотека и музей в едином пространстве информации
Рука об руку
Библиотеки, музеи и архивы в едином пространстве информации
Все страницы

 

Уважаемые коллеги! Высылаю второй материал об опыте работы библиотек города Ельца. Не увидели среди материалов Интернет-Форума опыта работы библиотек с музеями. Совместная работа с музеями открывает массу дополнительных возможностей. Хочу поделиться нашим опытом. С уважением. Г. Шеламова

Рука об руку: библиотеки и музеи в едином информационном пространстве

Шеламова Галина Николаевна,
методист по работе с детьми
Центральная городская библиотека им. М. Горького
МУК «Централизованная библиотечная система»,
г.Елец, Липецкая область


Елец… Город-воин, город-труженик, город воинской славы, древний, как сама Русь… Елец — город с богатейшим культурно-историческим наследием, имеющий ценные памятники истории и архитектуры.
История города тесно переплелась с судьбами многих выдающихся людей России, с Ельцом связаны жизнь и творчество писателей Ивана Алексеевича Бунина и Михаила Михайловича Пришвина, композитора Тихона Николаевича Хренникова, художников Николая Николаевича Жукова, Василия Никитича Мешкова, Николая Павловича Ульянова, других деятелей науки и культуры.
Обрастая современными новостройками, город сохраняет свою центральную историческую часть: реставрируются храмы, исторические здания. Много лет существует Городской краеведческий музей и его художественный отдел. За последние десятилетия в городе созданы музеи (Музей народных промыслов и ремесел, Дом-музей И.А. Бунина, Дом-музей Т.Н. Хренникова, Дом-музей Н.Н. Жукова), установлены памятники (Елецкому полку, И.А. Бунину, М.М. Пришвину, Н.Н. Жукову, А. Вермишеву и др.), памятные знаки, обелиски.
Но мало только сохранить то, что уже досталось нам в наследство. Очень важно «донести» историко-культурное наследие до подрастающего поколения. На это и нацелена краеведческая работа библиотек города Ельца, которая всегда была одним из ведущих направлений нашей деятельности. Ежегодно в библиотеках нашего города мы проводим определенную работу в этом направлении. Мы — это 56 библиотечных специалистов. Мы — это 13 библиотек: ЦГБ им. М. Горького, три детские библиотеки, 9 библиотек-филиалов, 7 из которых обслуживают детское население города.
Современное состояние нашего общества, происходящие в нем изменения, накладывают отпечаток и на характер библиотечной деятельности. Вынужденные решать также воспитательные и образовательные задачи, мы опираемся на помощь и поддержку социальных партнеров. Каждая из 13 библиотек «библиотечного кольца» Ельца тесно сотрудничает с педагогами школ и воспитателями детских садов своего микрорайона, другими образовательными и внешкольными учреждениями. У этого партнерства глубокие корни, потому что пусть разными методами, но мы решаем схожие задачи. А объединение усилий помогает сделать эту работу более эффективной и действенной.
Проводя исследование «Роль различных источников информации в жизни человека» среди школьников 5-9 классов, мы при анализе ответов на один из поставленных вопросов получили результат, который нас заставил задуматься.
Восьмой вопрос анкеты предлагал подросткам выбрать из 11 версий три варианта предпочтительных для них способов проведения досуга. (Как вы предпочитаете проводить свой досуг?). Анализ результатов опроса показал, что предпочтение в проведении досуга респонденты отдают встрече с друзьями — 80,0% (52 ответа). Любят проводить досуг за чтением книг или газет и журналов — всего 56,9% опрошенных (37 подростков), а смотреть телевизор — 55,4% (36 ответов). Проводить свой досуг в библиотеке любят 46,2% опрошенных (30 человек), а 35,4% школьников занимаются в различных кружках или студиях. Появление компьютеров в обиходе современной семьи отразилось и на досуговой деятельности школьников. Проводят время за компьютером 26,2% опрошенных. Спортивные мероприятия в проведении досуга у школьников стоят на седьмом месте — 23,1%. А вот посещение музеев и выставок, театра или концертов не входят в число любимого времяпровождения опрашиваемых. Только 9,2% респондентов отметили в своем выборе один из этих вариантов.

Таким образом, в число наиболее популярных среди подростков предпочтений проведения досуга вошли встречи с друзьями (на первом месте), чтение (2-е место) и смотреть телевизор (на 3-м месте).
Сравнительный анализ показал, что на первое место респонденты обеих возрастных групп поставили общение с друзьями (73,5% и 87,1%). На втором месте у школьников 5—7 классов стоит чтение и посещение библиотек (одинаковое количество ответов — по 55,9%), а на третьем месте — занятие в кружках и студиях и телевизор (по 41,2%). Подростки постарше отдают предпочтение в проведении досуга также телевизору (71,0%) и чтению (58,1%). Посещение библиотек и проведение времени за компьютером в их досуге стоит на четвертом месте (по 35,5% опрошенных). У ребят же младшей возрастной группы компьютер стоит лишь на пятом месте. Его отметили 17,6% детей.
Расставив досуговые предпочтения школьников в порядке занимаемого ими места в их ответах, мы получили сравнительную диаграмму 1:

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Как оказалось, посещение музеев и выставок, театра или концертов не вошло в число любимого времяпровождения опрашиваемых. Только 9,2% респондентов отметили в своем выборе один из этих вариантов. Результат поразительный и тревожный.
Знакомя библиотечных специалистов с результатами проведенного исследования, в котором принимали участие читатели всех библиотек ЦБС (65 школьников), работающие с детьми, мы озвучили и эту проблему. Замечено, что стоит акцентировать внимание на каких-либо проблемах или достижениях в нашей библиотечной практике, как в скором времени происходят изменения в этой области. Так случилось и в данном случае.
Библиотеки и музеи в современном мире призваны открывать, сохранять и спасать в человеке человечность. Систематический анализ библиотечной деятельности показал, что в последнее время уже не редкость совместные мероприятия, участие работников музеев в них. В последние 3-4 года принимали участие в таких краеведческих встречах Т.Г. Кирющенко (директор Дома-музея И.А. Бунина), Е.Н. Сергеева (директор Дома-музея Н.Н. Жукова), научные сотрудники краеведческого музея В.И. Чекомазова, Т.А. Семенец. И это радует. Социальное партнерство библиотек и музеев, каждый из которых имеет в своем распоряжении уникальные информационные источники, способствует расширению знаний наших читателей, обогащению их внутреннего мира, расширению кругозора, приобщению к культурно-историческому наследию родного города.
Так, например, юные читатели детской библиотеки №1 им. А.С. Пушкина были участниками большого праздника, когда 14 августа 2008 года во дворе дома-музея Т.Н. Хренникова состоялось открытие памятника нашему великому земляку. Ребята участвовали в церемонии открытия, посетили музей, возложили цветы к подножию памятника. В рамках программы «Встречи у памятников Ельца», действующей в библиотеке, возле памятника начинаются или завершаются мероприятия, посвященные памяти композитора (например, утренник «Звуки знакомые, звуки прекрасные»). Они сопровождаются возложением цветов и посещением музея. В копилке нашего опыта немало мероприятий, проведенных совместно с музеями города (См. Приложение 1).
Современный этап развития российского общества очень остро поставил задачу патриотического воспитания молодежи. Библиотеки нашего города всегда проводили и проводят мероприятия, направленные на воспитание любви к малой и большой Родине, на формирование интереса к истории Отечества и родного края. Мы стараемся облекать их в разнообразные, по возможности яркие и увлекательные формы.
Сегодня патриотическое воспитание особенно хорошо просматривается в краеведческой деятельности библиотек. Краеведческая работа библиотек МУК «ЦБС» многогранна и многопланова. Помимо всего прочего она включает в себя и пропагандистско-популяризаторскую деятельность в самых различных формах. Максимально эффективной и успешной деятельность библиотек по пропаганде краеведческих знаний становится лишь при наличии взаимодействия с другими организациями, ведущими профессиональную краеведческую работу, и здесь нашими помощниками и социальными партнерами выступают музеи города — хранители и пропагандисты его исторического прошлого. Такое объединение (использование) возможностей информационных ресурсов библиотек и музеев становится важным звеном в организации краеведческой работы библиотек.
Так, например, в рамках акции «Память в прошлое ведёт» в библиотеке-филиале № 2 была создана электронная книга «Мы из Ельца», отражающая героические страницы Елецкой военной операции (декабрь 1941 г.). Собирая материалы для данного электронного издания, работникам библиотеки потребовалась некоторая информация из фонда музея (перечень мемориальных досок, дополнительная информация из газет того времени и др.).
В рамках проекта «Познай свой край» в библиотеке-филиале №6 (около 49% читателей этой библиотеки – дети) прошли мероприятия цикла «Улицы микрорайона: история и судьбы» (информационно-познавательный час «Улицы и события» и историко-патриотический час «Улицы войны»). Помощь в поиске материалов оказал краеведческий музей.
Связь «библиотеки — музеи» у нас двусторонняя. В свою очередь библиотеки оказывают помощь музеям в подборе необходимой им информации (для лекций, бесед, мероприятий и т.д.). Подарили мы краеведческому музею и подборку фотографий мемориальных досок и зданий, на которых они установлены.
Сейчас на страницах профессиональной прессы появляются публикации о музейных формах работы в библиотеках. В нашем городе из 13 действующих библиотек три библиотеки имеют свои небольшие архивы, где хранятся документы прошлых лет. Это центральная городская библиотека им. М. Горького (год создания 1912), детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина (1928) и библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (1950). В дни, когда библиотеки отмечают свои очередные юбилеи, эти материалы в той или иной форме становятся доступны пользователям библиотек (стенды, витрины, ретро-выставки и др.). Возле них проводятся беседы, обзоры, с ними знакомят во время экскурсий по библиотеке.
В год 80-летия детской библиотеки №1 им. А.С. Пушкина архивные документы и исторические предметы были представлены на экспозиции «Экспедиция в прошлое». Это и паспорт библиотеки, датированный июлем 1949 года, с указанием года создания библиотеки — 1928; и регистрационные свидетельства библиотеки разных лет; и кованные крепежный инвентарь ручной работы, обнаруженный во время одного из ремонтов (гвозди, скобы и т. д.); и кирпич из старой кладки печи с клеймом завода елецкого купца Стратона Стратонова Ходова с датой — 1813 год; и архивные документы библиотеки военных лет. Здесь можно было увидеть Акт № 1 от 10 июля 1944 года о том, что «увезено госпиталями сто семьдесят девять (179) экз. книг на сумму четыреста сорок пять (445) руб. 56 к.» или Акт № 3 от 25 ноября 1944 года о том, что увезено в эвакуацию в 1941—1942 годах 844 книги на сумму 1979руб. 02 коп.». В акте от 24 июня 1944 года, составленном при передаче библиотеки вновь назначенной заведующей Е.В. Брянских, указано количество передаваемого фонда — 11334 книги. На сегодняшний день фонд библиотеки составляет более 40000 экземпляров. Есть в библиотеке уголок истории библиотеки.
В архиве библиотеки-филиала №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина бережно хранятся документы, информирующие об успехах библиотеки с прошлых лет до наших дней: почетные грамоты, дипломы, подборки статей и заметок из газет и журналов, почетный вымпел «За высокие показатели в социалистическом соревновании», фотоматериалы. К юбилею библиотеки они заняли почетное место на организованной выставке-информации «Библиотека: прошлое и настоящее». Рядом с ними на выставке современная библиотечная печатная продукция: проспект о библиотеке, буклет «Самое, самое … нашей библиотеки», и выпущенные к юбилею буклеты «Нам 60 лет!» и «Путеводитель по библиотеке».
Представленные материалы отражали успехи, достигнутые за 60 лет деятельности библиотеки. Среди них Дипломы «За хорошую культурно-просветительскую работу по итогам Всероссийского смотра культпросветучреждений» (1958 год), «Лучшая библиотека области» (1959), «Библиотека отличной работы» (1965 и 1972) «Библиотека года» в номинации «На пути к модельной библиотеке» (2006); Грамоты за успешную работу и победы в профессиональных конкурсах.
В 2012 году готовится отметить свой столетний юбилей Центральная городская библиотека.
Именно эти три библиотеки обслуживали население города до того, как город Елец Орловской области вошел в состав вновь образованной Липецкой области (1954 г.). Поэтому государственные архивы, в которых имеются многие интересующие нас документы по истории библиотек, находятся в архивах г. Орла.
Совместные мероприятия или участие работников музеев в библиотечных мероприятиях, объединение, обмен или использование информационных ресурсов, применение музейных форм работы (кроме перечисленных есть еще и исследовательская деятельность, сбор материалов о конкретных людях или событиях, с помощью читателей оформленные выставки и экспозиции с ретро-аксессуарами, документами и предметами личных архивов) привносят в нашу деятельность яркость и эффективность, создают дополнительные возможности в деле воспитания и просвещения подрастающего поколения.
Гостями библиотечных мероприятий становятся наши замечательные поэты и писатели, барды и художники, люди разных профессий (врачи, пожарные, архитекторы, военные и т.д.), участники и дети войны, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и т.д. Нашими социальными партнерами являются Дом школьников, Центры социального здоровья подростков и молодежи, МУ СЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Ельца», творческие коллективы Домов культуры, Школ искусств, факультеты дизайна и дополнительных профессий (художественное слово) ЕГУ им. И.А. Бунина. Выступления на мероприятиях танцевальных, певческих, музыкальных коллективов делает их эмоционально насыщенными, яркими, запоминающимися.
Сегодня образованность человека определяется не только социальными знаниями, но и его способностями к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к самовоспитанию и самосовершенствованию. Поэтому обучающее пространство для подрастающего поколения юных ельчан должно быть разноплановым, направленным на развитие его индивидуальных способностей, личных качеств. Помня слова А.С. Макаренко о необходимости выстраивать общую творческую жизнь везде, библиотеки города рука об руку с социальными партнерами стремятся создать для своих читателей единое жизненное пространство. Мы всегда рады новым связям, новым друзьям и единомышленникам.

Приложение 1. Путешествие по страницам СМИ города

Создавая привлекательный образ наших библиотек, мы через все СМИ города информируем ельчан обо всех интересных и значимых событиях библиотечной жизни, благодарим наших социальных партнеров. Обязательно пишем и посылаем пресс-релизы для радиосообщений. Предлагаем совершить путешествие по нашим (сокращенным) печатным публикациям об интересных (на наш взгляд) мероприятиях, проведенных в содружестве с музеями.
2010
1) Творческие дружеские отношения связывают детскую библиотеку-филиал № 1 им. А.С. Пушкина и Дом-музей Н.Н. Жукова. Заведующий домом-музеем Е.Н. Сергеева не раз принимала участие в проводимых библиотекой мероприятиях. 19 мая 2010 г. коллективами этих двух учреждений культуры было проведено совместное мероприятие, приуроченное к Международному дню музеев. Его участниками стали пятиклассники МОУ СО школы №1 им. М.М. Пришвина.
Началось мероприятие с заочного путешествия по музеям города и мира в читальном зале библиотеки. Библиотекари рассказали ребятам о роли музеев, о музеях нашего города, познакомили с литературой, представленной на тематической книжной выставке. Среди них — «Сто великих музеев» (М., 2005). Заведующий библиотекой Людмила Георгиевна Назарова рассказала школьникам, что побывала в 15 из описанных в книге музеях (Лувр в Париже, Пирамиды и Сфинкс в Египте, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея в Москве и др.), и поделилась своими впечатлениями, сопроводив свой рассказ показом фотографий и сувениров.
С интересом выслушали участники мероприятия рассказ Людмилы Георгиевны о необычных музеях: Музее сахара в Берлине, Музее чая в Англии, Музее самоваров в Туле, Музее шоколада в Кельне, Музее вина в Париже на улице О, музеях хлеба, перца и др.
Заведующий Домом-музеем Н.Н. Жукова Е.Н. Сергеева рассказала собравшимся об истории создания музея, открытого в нашем городе 12 декабря 1992 года, о памятнике знаменитому «мастеру молниеносного рисунка» и пригласила ребят посетить музей.
Переходя из зала в зал, пятиклассники внимательно слушали рассказ Елены Николаевны о детстве художника, его семье, о школьных годах и увлечении живописью, с интересом рассматривали фронтовые рисунки и плакаты, другие экспонаты дома-музея.
Все, что ребята увидели и услышали в библиотеке и в музее, вся полученная таким комплексным образом информация запомнится надолго, станет еще одной вехой на пути интеллектуального и духовного роста юных ельчан. Ведь гордость за славное прошлое — прекрасный стимул создавать и беречь достойное настоящее.
2) 21 октября 2010 г. в библиотеке-филиале №9 состоялось очередное заседание клуба «Элегия», посвященное 140-летию со дня рождения И.А. Бунина.
Зал был украшен осенними листьями, на столах разложены антоновские яблоки, организована книжная выставка «И.А. Бунин далекий и близкий». Здесь собрались представители разных поколений: пожилые люди и молодежь (28 человек).
Принять участие в литературном вечере «День мой догорел, но след мой в мире есть» пригласили ребят из клубов «Старшеклассник» и «Подросток» (Городской дом культуры «Эльта»). Почетной гостьей мероприятия стала директор дома-музея им. И.А Бунина Тамара Георгиевна Кирющенко.
Вечер начался с показа слайдовой презентации о жизни и творчестве писателя. Внимательно слушали все присутствующие рассказ Тамары Георгиевны о великом писателе – нашем земляке, о его любви к Родине, к природе, к любимым женщинам.
Ребята читали стихи И.А. Бунина, говорили о том, что они гордятся тем, что являются земляками замечательного писателя, что именем его в нашем городе назван университет, есть музей, установлены памятники. Члены клуба «Элегия» рассказывали интересные факты из жизни писателя, читали его стихи и отрывки из произведений.
Участники литературного вечера прослушали запись чтения стихов в исполнении самого автора – И.А. Бунина.
Мероприятие еще раз доказало, что любовь к творчеству писателя не имеет возрастных границ, оно одинаково любимо и близко людям в любом возрасте.
3) Литературно-мемориальный музей И.А. Бунина открыт в нашем городе 4 июня 1988 года. Тогда это был единственный музей писателя в мире. Он расположен в одном из домов, в котором в свое время проживал Бунин-гимназист, имеет статус филиала Елецкого краеведческого музея и пользуется большой популярностью среди ельчан и гостей города. Здесь все дышит атмосферой времен писателя.
Директор музея Тамара Георгиевна Кирющенко обладает талантом рассказчика, является большим знатоком и активным пропагандистом бунинского наследия. Несмотря на возраст и занятость, всегда охотно посещает библиотечные мероприятия. Пришла она и на литературно-музыкальную гостиную «Любовь и радость бытия…» в библиотеку-филиал №2, чтобы рассказать ее участникам (11 кл. МОУСОШ №17) о том, что все, что было в нем (Бунине), нашло отражение в его произведениях. Коллективом библиотеки (одной из лучших среди библиотек ЦБС) была проведена большая подготовительная работа. Отличительная черта проводимых здесь мероприятий для читателей любого возраста — особый эмоциональный настрой, творческая атмосфера, которым способствует все: продуманное оформление и сценарий, выбранные музыкальные произведения, сам стиль ведения мероприятия, элементы театрализации. Ведущие (заведующий библиотекой Л.С. Насибулина, библиотекарь В.И. Денисова, учитель русского языка и литературы Е.Н. Гришина и завуч школы №17 С.В. Шеламова) раскрыли перед старшеклассниками всю жизнь писателя, его мысли, чувства, переживания. Ребята по ходу мероприятия выразительно декламировали отрывки из произведений И.А. Бунина, стараясь передать настроение автора строк, волнующие его мысли и чувства. Органично вплетались в канву мероприятия «Вокализ» С. Рахманинова, романс на стихи И.А. Бунина «Я опять одинок», театрализованный отрывок из рассказа «Холодная осень». Творчество И. Бунина не оставило старшеклассников равнодушными. Слушали внимательно, с интересом, а главное — с пониманием происходящего. Значит, слово И.А. Бунина оставило след в их душах.
К юбилею писателя в библиотеке создали оригинально оформленный красочный буклет «Любовь и радость бытия…», в котором поместили слова Бунина о Ельце и высказывания русских писателей о нашем знаменитом земляке. Закладка к буклету содержала основные даты жизни и творчества И.А. Бунина. Такие буклеты вручили всем участникам и гостям мероприятия.
2011
4) В библиотеке-филиале №7 прошло очередное заседание клуба декоративно-прикладного детского творчества «Мастерица» на тему «Ручные кружева и кружевные изделия. История елецкого кружева». В гости к членам клуба (школьницы 5 кл. школы №7) пришли сотрудники Музея народных промыслов и ремесел. Зав. музеем Л.В. Дорохина познакомила членов клуба с историей кружевоплетения в Ельце, с образцами елецких кружев (стенд «Это нежное снежное кружево») и техникой их плетения, показала готовые изделия (старинные и современные). На глазах любознательных школьниц под руками мастера кружевоплетения Л.П. Поповой рождалось ажурное чудо. Такая встреча обязательно оставит след во впечатлительных душах юных читательниц библиотеки. А впереди у них новые встречи.
5) Цель краеведческой работы библиотеки — не только воспитание уважения к малой родине, но и изучение ее истории, самобытной культуры. Краеведение является одним из основных направлений работы библиотеки-филиала №6.
В текущем году в библиотеке реализуется программа «Познай свой край», цель которой: открыть малоизвестные страницы истории нашего города, микрорайона, познакомить с судьбами людей, оставившими след в прошлом и настоящем Ельца, края, страны.
Краеведческий час «Наши знатные землячки» был проведен для учащихся 7А класса лицея №24 совместно с научным сотрудником краеведческого музея Т.А. Семенец. Она познакомила школьников с писательницей Марко Вовчок, которая родилась в с. Екатерининское под Ельцом. Ребята узнали о том, как появился такой необычный псевдоним, какие произведения она написала, а так же о том, что Марко Вовчок вошла в историю отечественной литературы и как талантливая переводчица. Благодаря ее переводам русский читатель впервые познакомился с фантастическими романами Ж. Верна.
Вниманию подростков была представлена биография другой нашей землячки — Ю.Ф. Домбровской. Она было доктором наук, впоследствии академиком АМН СССР, заведующей кафедрой детских болезней 1-го Московского института имени Сеченова. Ею была создана школа педиатров. Основные научные труды Ю.Ф. Домбровской посвящены методам лечения некоторых детских болезней.
С интересом слушали учащиеся рассказ Татьяны Александровны о том, что среди уроженок Ельца была и актриса Малого театра В.О. Массалитинова. Лучшие работы актрисы – это роль Коробочки в «Мертвых душах», Кабанихи в «Грозе», Хлестовой в «Горе от ума», снималась она так же в фильмах: «Детство», «В людях» (по М. Горькому), «Аэлита», «Морозко», «Александр Невский».
О председателе Комитета советских женщин, выдающейся представительнице народной дипломатии Н.В. Поповой, которая родилась в Ельце, рассказала школьникам заведующая библиотекой Н.М. Усова. Ребят удивила судьба этой женщины, сделавшей поразительную карьеру в нашем государстве. С миссией мира она побывала во многих странах, сумела наладить культурные связи со 180 государствами, встречалась с известными зарубежными деятелями.
Жизнь этой замечательной женщины находит продолжение в родном городе и прежде всего в деятельности Елецкого землячества, председателем которого является ее дочь, Ренита Андреевна Григорьева.
Для нас очень важно вызвать у школьников интерес к своему краю, обратить внимание на малоизвестные факты, способствовать воспитанию у подростков любви к родной земле. Проведение совместных мероприятий с музеями города позволяет сделать это максимально эффективно. Ведь приходят сотрудники музеев, как правило, не с пустыми руками. Здесь и рассказ по теме мероприятия, основанный на действительных событиях и фактах с использованием архивных материалов музея, и показ фото- и других документов, слайдовые презентации.
6) 21 апреля, накануне Всемирного дня Земли, в детской библиотеке №1 им. А.С. Пушкина совместно с краеведческим музеем проведен экологический вечер «Эта хрупкая планета», участниками которого стали около 30 школьников 7-х классов МОУ СОШ №1 им. М.М. Пришвина.
Во время мероприятия шел разговор об экологии, о необходимости бережного отношения к природе, о последствиях бездумного отношения человека к природным богатствам, всему живому на Земле, об экологических катастрофах. Большое внимание уделили радиационному загрязнению окружающей среды (последствия взрыва атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, Чернобыль, Фукусима).
Научный сотрудник музея Татьяна Александровна Семенец рассказала об экологическом состоянии нашего края, родного города, напомнила присутствующим о событии в Чернобыле и прочитала стихотворение местного поэта и барда Юрия Ширяева. Своими воспоминаниями поделился гость мероприятия Николай Петрович Меланин — кавалер Ордена Мужества и других наград за участие в ликвидации последствий аварии в июле-августе 1986г.
Внимательно выслушали ребята и присутствующие взрослые рассказ непосредственного участника событий того времени, а потом задавали Николаю Петровичу много вопросов. Школьников интересовало, как выглядят люди, «зараженные радиацией», и можно ли вывести ее из организма; правда ли, что растения в зоне заражения больше, чем обычные, какие животные там остались, и т.д. Мероприятие проходило на фоне книжных выставок «Нам завещано беречь этот мир» и «Черные были земных Чернобылей».

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика