Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Современное детство и библиотека - Интерес к книге. Как его развить?


Современное детство и библиотека - Интерес к книге. Как его развить?

Индекс материала
Современное детство и библиотека
Детские впечатления остаются на всю жизнь
Экологическое просвещение детей в приоритете!
Школа экологических знаний
День Фортуны в библиотеке
Всё лучшее – детям
Быть рядом с подростком
РОССИЙСКИЕ ПОДРОСТКИ НА ПУТИ К ТОЛЕРАНТНОМУ СОЗНАНИЮ
Детская библиотека – комфортная и развивающая среда
Интерес к книге. Как его развить?
К чтению через игру
Мультимедиа как форма приобщения детей к чтению
Если все вместе…
Семья- диалог в сфере чтения
СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО И БИБЛИОТЕКА
Программа семейных чтений «Мама + Я»
Возможности рекомендательной библиографии
Библиотека + молодая семья = читающий ребенок
Библиотека приходит в гости
Все страницы

 

 

 

 

 

Интерес к книге. Как его развить?
Советы библиотекаря по привлечению к чтению детей
младшего школьного возраста

Земесева Галина Анатольевна, 
заведующий отделом обслуживания
дошкольников и младших школьников
Липецкой областной детской библиотеки


«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В. Сухомлинский

Каждая семья мечтает вырастить читающего ребенка. Важно обратить свои родитель-ские усилия на формирование у детей интереса к чтению и книге. Вашему вниманию предла-гается тест. Ответив на десять вопросов, вы поймете, достаточно ли внимания уделяете для развития своего ребенка.

1. Хвалите ли вы ребенка, если видите в его руках книгу?
2. Исправляете ли вы речь ребенка?
3. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для беседы с ним?
4. Играете ли с ребенком в игры?
5. Поощряете ли интересы и увлечения ребенка?
6. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
7. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, книги, журналы?
8. Обсуждаете ли вы с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного?
9. С удовольствием ли ваш ребенок посещает детскую библиотеку?
10. Читаете ли Вы ребенку книги выразительно, с чувством?

За каждый ответ «да» — 4 балла; «иногда» — 2 балла, «нет» — 0 баллов.

Если вы набрали в сумме 40 баллов, значит, в воспитании детей на правильном пути. Если меньше, не расстраивайтесь, но задумайтесь, впереди у Вас еще есть время наверстать упущенное. 
Обращайтесь за помощью к детскому библиотекарю и преподавателю, которые окажут квалифицированную помощь в решении проблем чтения вашего ребенка.
Прочитайте статью и выберите советы по приобщению детей к чтению, которые вам по-нравились.
Привить интерес к чтению у современных детей — это сегодня непростая задача для ро-дителей и для нас, библиотекарей. Вспоминая свое детство, я преклоняюсь перед первым мо-им учителем Борисом Ивановичем Усачевым, который на всю жизнь смог привить мне и мно-гим ученикам из нашего класса любовь к чтению. Книга в его руках оживала, и мы сидели, затаив дыхание, слушали сказки, стихи, рассказы. Возложив на меня обязанности классного библиотекаря, он, по сути, определил мою будущую профессию. Не считая «школьного ста-жа», в любимой профессии я уже более 30 лет.
Разработки собственных методик по приобщению детей к чтению, индивидуальные кон-сультации по проблемам чтения для родителей в течение многих лет помогают теперь моим самым маленьким читателям и их родителям наслаждаться чтением замечательных книг и приобщают их к большому чтению. В библиотеке разработаны интересные программы для малышей: «Дошколенок», «Книги дома читаем, в игры играем»; для учащихся 1—4 классов — блокнот «Прочитай все 100!», в котором можно рисовать, писать отзывы о прочитанных книгах.
Хочу дать простые советы родителям, как воспитать и поддерживать у детей интерес к чтению.
Первое, что должны сделать взрослые, — записать ребенка в библиотеку. Это самый главный совет. Старайтесь, чтобы ваш ребенок дольше оставался «почемучкой». Любозна-тельность развивает ум. Взрослые должны провоцировать любознательность ребенка: дети начинают задавать вопросы еще до того, как научатся говорить. Малыш находит предмет и приносит его в кулачке взрослому. Это и есть вопрос. Просьба объяснить, что это такое. А затем уже обрушивается лавина вопросов. Доказано, что ребенок в первые свои годы жизни осваивает информации больше, чем за всю остальную жизнь. Именно поэтому от вопросов своих детей уходить нельзя: недополученные в дошкольном возрасте знания затем оборачи-ваются интеллектуальным отставанием. Чаще спрашивайте у детей, когда им читаете: «Как ты это объяснишь?», «Как бы ты ответил на этот вопрос?»
Ответ на вопрос должен быть абсолютно серьезным. Можно и трехлетнему ребенку рас-сказать о первобытном человеке, о звездах и планетах, о том, как устроен наш организм. Дос-тупных книг для такого возраста очень много. То, что ребенку интересно, он обязательно за-помнит. И не нужно бояться перегрузить его информацией: он усвоит лишь то, что способен понять. Ребенок впитывает информацию как губка. Постарайтесь отвечать на вопросы без раздражения и максимально точно. Только так вы заложите фундамент правильного интел-лектуального развития своего ребенка. Бесполезной информации, в сущности, нет: всякое знание способно принести пользу, если ему дать верное направление.
Посещайте книжные выставки, которые проходят в детской библиотеке, участвуйте в спорах, интересных беседах о прочитанных книгах.
Поддерживайте игру ребенка, если он, например, после прочтения книги представил се-бя динозавриком или индейцем. Подхватите игру, придумайте вместе сказку, рассказ, стихо-творение.
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. Поощряйте любопытство, любознательность и воображение.
Немаловажно чаще хвалить ребенка за то, что он проявляет интерес к прочтению книг. Всегда заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления от каждой прочитанной книги, и чтобы он мог о них рассказать. Регулярно посещайте библиотеку, спрашивайте у библиотекаря новинки детской литературы, читайте вместе новые книги. Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения.
Поиграйте в библиотеку. Современные дети разучились играть друг с другом. Увлеките детей во дворе. Попросите их принести во двор свои самые любимые книги, рассказать о них, обменяться друг с другом. Формировать «фонд» можно всем: и детям, и взрослым. Записаться в библиотеку — тоже. Так, казалось бы, банальный обмен книгами может превратиться в ин-тересную игру для всего двора.
Сделайте с детьми копилку книжных удивлений. Собирайте в нее те факты и события, которые вы прочитали в книгах и которым вместе с детьми очень удивились. Ведь современ-ные детские книги могут удивить не только ребенка, но и взрослых. Например:
1. Пиявка целых два года может не есть.
2. Комнатная муха делает в секунду 352 взмаха крылышками, шмель — 220, пчела — 440, комар — 550. Жужжащие звуки издают их крылышки. Для сравнения заметим, что про-пеллер самолета делает в среднем около 25 оборотов в минуту.
3. Если кто-либо тритона лишит хвоста, не беда — новый вырастет, не хуже старого. Дышит тритон хвостом.
4. За одну ночь крот может вырыть туннель длиной в 68 метров.
5. Великая Китайская стена протянулась через весь Китай. Это единственное рукотвор-ное сооружение, видимое даже из космоса.
6. Высота Эйфелевой башни 300 метров.
7. Царь-колокол весит 180 тонн.
8. Черепахи живут 200-300 лет.
В вашей копилке может оказаться более 1000 таких интересных фактов. Пусть дети де-лятся с друзьями своими знаниями. Если учитель одобрит, пусть ребенок на уроке внекласс-ного чтения расскажет одноклассникам о самом интересном из вашей замечательной копил-ки. Ваше увлечение подхватят другие ребята. Вместе узнавать и познавать гораздо интерес-нее.
В доме должны быть детские книги. Их можно дарить детям к праздникам. Посещайте с детьми мероприятия, проводимые в библиотеке. Обсудите потом, что особенно понравилось на этих встречах с книгой.
Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать. Соревнуясь в чтении друг с другом, дети стараются читать больше. Расскажите детям о своей любимой книге, прочитанной в дет-стве. Разожгите их любопытство: прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу на видном мес-те. Ребенок обязательно дочитает книгу или рассмотрит иллюстрации.
Предложите детям написать продолжение любимого книжного сюжета. Это увлекатель-ное занятие разовьет творческие способности вашего ребенка, и он станет меньше обращаться за помощью к вам или другим источникам в написании школьных сочинений.
Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение. Например, по мотивам при-ключений и сказок.
Не оставляйте без внимания возникшие интересы вашего ребенка. Выбирайте в библио-теке книги на интересующие темы (например: звезды, динозавры, животные, растения)
Замечено, что после экранизации литературных произведений многие дети стремятся прочитать и саму книгу. Мы поощряем такие желания детей, разговариваем о том, соответст-вует ли фильм событиям, описанным в книге. Дети очень точно замечают, что в книге более полно и интересно рассказано о том или ином факте.
Зимний вечер может стать незабываемым для ребенка, если родители возьмут в библио-теке книгу для совместного чтения. Она может быть смешной, познавательной, поучитель-ной, какой угодно, но всегда — умной, доброй. Затаив дыхание, ваш ребенок будет слушать. Такие теплые воспоминания из детства будут помогать вашему ребенку на протяжении всей его взрослой жизни.
Просите чаще ребенка почитать вам вслух книгу. Удивляйтесь, искренне хвалите, весе-литесь вместе со своими детьми.
Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают, что они читают, какие темы их интересуют, а к очередному празднику или дню рождения сделайте «царский» пода-рок — хорошо оформленную книгу на интересующую его тему. Ребенок обязательно оценит ваше правильное стремление помочь ему в познании окружающего мира.
Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, возьмите в библиотеке кни-гу на эту тему. Познавательная передача и прочитанная книга оставят у малыша яркие впе-чатления.
Не бойтесь сознаться, что какую-то информацию вы, взрослые, читаете впервые. Этим вы подчеркнете, что учиться и познавать новое можно в любом возрасте.
Если вы собрались в путешествие вместе с детьми, то почитайте о тех местах, в которых вы собираетесь побывать. Возможности у детской библиотеки огромные, и помочь увидеть мир через книгу — одна из наших задач.
Поиграйте, почитайте и посмейтесь вместе: разрежьте газету и попросите детей скомпо-новать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи. Получается очень весело, на-пример: «Расцветает на колесах миксер», «Мыслечиталка рисует зонтик-невидимку и прямо из воздуха обменивается новостями с кукольными глазками пушистого пришельца», «Неви-димки и враги Барабулька и Почебука не дремлют, устраивая гонки по реке, в сырной атаке «беги быстрее»».
Купите или возьмите в библиотеке энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга. Дома на видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении, назовите его «Умный ростомер». На нем можно иллюстрировать прочитанные книги и учитывать, сколько книг и за какой срок они прочитаны. Такой наглядный метод позволит подтянуть темпы чте-ния и даст старт для дальнейшего чтения.
Обратитесь к библиотекарю за советом, какие периодические издания для детей являют-ся самыми интересными и читаемыми современными детьми.
Ребенку необходимо чувствовать себя взрослым, помогите ему: оформите подписку на детские журналы и газеты с учетом его интересов и увлечений. Поговорите о том, что инте-ресного и полезного узнал ребенок из периодических изданий.
Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. Например, вырастить сад на подокон-нике, сделать рукомойник для похода из пластиковых бутылок, своими руками приготовить подарки для близких и т. д.)
Пусть дети видят, что вы сами читаете книги с удовольствием: цитируйте, смейтесь, за-учивайте отрывки, делитесь прочитанным.
Дайте возможность детям разыгрывать рассказы, сказки, стихи по ролям, помогите по-добрать костюмы, реквизит. Искренне хвалите детей за каждую прочитанную строчку. Читая, радуйтесь, сопереживайте вместе с ребенком.
Не забывайте похвалить ребенка за любые, пусть даже самые незначительные успехи в чтении. Помните, что ваше доброе слово и помощь будет оценено вашими детьми. Подтвер-ждением тому — стихи школьника Саши Корнилова:

Мама мне читает книжку
Про зайчишку и лисенка…
Я б послушал про войнушку,
Только мама ведь девчонка.
Будет ей, наверно, скучно
Или грустно даже станет.
Ладно, завтра про войнушку
На ночь папа почитает.
А сегодня про зайчишку
И про плюшевого мишку.
Хоть про мышку, хоть про шишку
Все равно, была бы книжка!

Надеюсь, что эти простые советы сделают ваше общение с ребенком в мире детских книг интересным и содержательным. Желаю вам приятного чтения!

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика