Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Современное детство и библиотека - Школа экологических знаний


Современное детство и библиотека - Школа экологических знаний

Индекс материала
Современное детство и библиотека
Детские впечатления остаются на всю жизнь
Экологическое просвещение детей в приоритете!
Школа экологических знаний
День Фортуны в библиотеке
Всё лучшее – детям
Быть рядом с подростком
РОССИЙСКИЕ ПОДРОСТКИ НА ПУТИ К ТОЛЕРАНТНОМУ СОЗНАНИЮ
Детская библиотека – комфортная и развивающая среда
Интерес к книге. Как его развить?
К чтению через игру
Мультимедиа как форма приобщения детей к чтению
Если все вместе…
Семья- диалог в сфере чтения
СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО И БИБЛИОТЕКА
Программа семейных чтений «Мама + Я»
Возможности рекомендательной библиографии
Библиотека + молодая семья = читающий ребенок
Библиотека приходит в гости
Все страницы

 

 

 

 

 

 

Школа экологических знаний

Коробкина (Ерогова) Ирина Анатольевна, 
заведующая библиотекой № 2
МУК Централизованная библиотечная система г. Кунгура

Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

М.М. Пришвин

Слово «экология» прочно вошло в наш обиход, и даже стало «модным». Сложившееся на данный момент положение на Земле ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. 
Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Для этого недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля нужно овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. В настоящее время остановить нарушение законов, стоящих на охране экологии, возможно воспитанием экологической культуры каждого члена общества через образование, изучение законов природы и основ экологии. Необходимо пробудить у подрастающего поколения интерес к родному краю, вызвать желание больше узнать о нем и беречь его.
В 2010 году в библиотеке № 2 МУК ЦБС г. Кунгур был разработан и проведен цикл мероприятий для дошкольников «Школа экологических знаний». Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологических знаний. Цель экологического воспитания детей – формирование основ правильного отношения к природе, к людям, их труду и к себе, как части природы. Учитывая особенности дошкольного возраста, все мероприятия цикла проходили в игровой, познавательной форме и были направлены на внимательное отношение детей к своему здоровью, бережное отношение к природе, стремление к чистоте и порядку, доброжелательной отношение к диким и домашним животным. Не забывали библиотекари и о нашем главном предназначении – продвижении книги. На всех занятиях использовались книги по теме, детям раздавались журналы.
К игре о домашних кошках «Кис-кис-мяу!» была оформлена красочная книжно-иллюстративная выставка. Библиотекарь Л.С. Шанина читала отрывки из художественных произведений произведений о кошках, а дети рассказывали интересные истории о своих домашних любимцах. Ребята участвовали в играх и конкурсах, выслушали советы по правильному уходу за кошками.
Литературно-экологический час «Течет ручей…» был посвящен значению воды в жизни человека. Час получился действительно литературным: звучали стихи и отрывки из литературных произведений.
Праздник цветов «Цветик-семицветик» был проведен на улице возле библиотеки. Дети разыскивали спрятанные «цветы», отгадывали загадки, написанные на «цветах», и собирали «букет». Полученные знания пригодились детям при отгадывании большого кроссворда.
Познавательная игра «Травинка-витаминка» посвящалась растениям родного края, в том числе и лекарственным. В ходе мероприятия дети отгадывали загадки, собирали разрезные картинки. За правильные ответы получали «детальки», из которых к концу игры получалась большая картина «Летняя полянка». Дети сами крепили «детальки» с помощью магнитов - создавали картину.
Час здоровья «Как стать Неболейкой» также проходил в игровой форме. Доктор Пилюлькин с помощью стихов и загадок повторил с детьми правила личной гигиены, рассказал о том, как оказать первую помощь, как закалять свой организм. Затем доктор провел игру под музыку: дети передавали друг другу большой картонный градусник, «измеряли температуру», музыка останавливалась – у кого градусник, тот рассказывает, что нужно делать, чтобы не заболеть. В течение мероприятия проводились физминутки. А в заключении часа здоровья ребята дружно листали специально подобранные детские журналы со статьями о здоровом образе жизни, спорте, различных подвижных играх.
Игра-путешествие «Там, на неведомых дорожках» проводилась в стихотворной форме. Собрав необходимые туристу вещи в рюкзак дети отправились в «лес». Очутившись на лесной полянке, играли в подвижные конкурсы: «Собери грибы», «Ловись, рыбка», «Собери в кузовок», пели походные песни. Повторили правила поведения в лесу. Затем «убрали за собой мусор и вернулись обратно», чтобы познакомиться с книгами о природе, растениях, лесе, путешествиях и рыбалке.
Во время игры использовались и материалы из «мешка историй», оформленного в виде клубнички. Новый метод «STORYSACK» (сторисек) – «мешок историй» известен во многих странах, он был разработан в Великобритании. У нас в стране успешно применяется в Челябинской детской библиотеке. Сторисек рассчитан на детей с 3-х лет. Внутри «мешка историй» - хорошо иллюстрированные детские книги Н. Сладкова, мягкие игрушки – герои рассказов (связанные руками библиотекаря Людмилы Сергеевны Шаниной), видеокассета с мультфильмами, языковые игры, задания детям, шпаргалки для родителей (советы, рекомендации, биография писателя, список его произведений).
Этот метод применялся нами для работы с семьями, но, безусловно, и здесь он пригодился. Цель сторисека – получение удовольствия от самой книги и от громкого совместного чтения. В процессе выполнения заданий происходит общение всей семьи, развивается связная речь ребенка, пополняется и расширяется кругозор и словарный запас ребенка, прививается читательская культура, формируется интерес к чтению.
На каждом мероприятии дети могли познакомиться с литературой по теме, представленной на выставках-подборках. С особым интересом дошкольники смотрят периодические издания: «Тошка», «Свирель», «Юный натуралист», «Веселые уроки».
На мероприятиях всегда использовалось очень много наглядного материала, как изготовленного самостоятельно библиотекарем Л.С. Шаниной, так и взятого из детских журналов. Так, например, для проведения часа экологии «Мы хотим, чтобы птицы пели» пригодились великолепные цветные картинки с изображением птиц из журнала «Отчего и почему».

Накопленный опыт по проведению таких мероприятий используется теперь и с младшими школьниками.

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика