Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Современное детство и библиотека - Возможности рекомендательной библиографии


Современное детство и библиотека - Возможности рекомендательной библиографии

Индекс материала
Современное детство и библиотека
Детские впечатления остаются на всю жизнь
Экологическое просвещение детей в приоритете!
Школа экологических знаний
День Фортуны в библиотеке
Всё лучшее – детям
Быть рядом с подростком
РОССИЙСКИЕ ПОДРОСТКИ НА ПУТИ К ТОЛЕРАНТНОМУ СОЗНАНИЮ
Детская библиотека – комфортная и развивающая среда
Интерес к книге. Как его развить?
К чтению через игру
Мультимедиа как форма приобщения детей к чтению
Если все вместе…
Семья- диалог в сфере чтения
СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО И БИБЛИОТЕКА
Программа семейных чтений «Мама + Я»
Возможности рекомендательной библиографии
Библиотека + молодая семья = читающий ребенок
Библиотека приходит в гости
Все страницы

 

Размышления на тему возможности рекомендательной библиографии

в период самопознания подростков

Синигаева Елена Фёдоровна
гл. библиотекарь отдела обслуживания
Центральная детская библиотека г. Новокузнецка
МУ Детская централизованная библиотечная система

Процессы, связанные с модернизацией современного российского общества, затронули практически все сферы жизни взрослых и детей. Значительно меняются формы и способы приобщения нового поколения к книжной культуре, протекающие сейчас на фоне социально-культурных перемен. В современных условиях кризис подросткового чтения в России проявил себя более всего в утрате интереса школьников к этому виду занятий. Для значительной части подростков чтение – всего лишь ординарная учебная деятельность, не вызывающая радости. Чтобы пробудить у подростков интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения – в знакомом открыть незнакомое, в скучном – интригующее, в привычном - необычное. Подростковый возраст – самый противоречивый. Именно в подростковом возрасте ребята начинают обращать внимание на себя как на личность. Столкнувшись с каким-либо препятствием, они часто замыкаются в себе, не знают, где найти помощь. Поэтому для подростка, обременённого поисками своего «Я», мир художественной литературы имеет некоторое преимущество перед общением. Художественное произведение даёт возможность знакомства с особым собеседником – героем, автором, причём на «близком» расстоянии.
Главный импульс к чтению лежит внутри самого подростка, в тех реальных проблемах, которые его волнуют сегодня, а ключ их решения находится в книге. Только действуя через эмоциональную сферу, можно «заразить» подростка чтением. Вопрос повышения престижа чтения у подростков неразрывно связан с тем, что предлагается им для чтения, чтобы стать полноценными членами общества, занимающими активную жизненную позицию. В решении поставленной проблемы одну из главных ролей можно отдать рекомендательной библиографии. Воздействуя на круг чтения подростка, способствуя его читательскому развитию, рекомендательная библиография художественной литературы решает педагогические задачи по формированию личности юного читателя, его социализации. Подросток не имеет того жизненного и эстетического опыта, который позволяет самостоятельно оценить книгу. Необходимость руководства чтением подростка и рекомендация лучших книг тесно связаны с педагогическими задачами воспитания.
Информация о разнообразии художественной литературы для подростков должна быть не менее интересной, чем сами книги. Не занудно-нравоучительной, но помогающей выбрать книги, которые должны помочь юным в сложном и противоречивом мире, научить их делать выбор и решать непростые проблемы взросления. Разнообразие форм рекомендации литературы, развитие информационных технологий позволяет рекомендательной библиографии стать посредником между подростком и «нужной» ему книгой в конкретной жизненной ситуации. Особенно важна эмоциональность для восприятия произведения подростками, так как она гармонирует с их активным переживанием жизненных событий и явлений. Рекомендуя подросткам лучшие произведения детской классической и современной литературы, можно повлиять на уровень их эстетического развития, на творческое, самостоятельное осмысление произведения, и, конечно, на формирование художественного вкуса.
В Центральной детской библиотеке г. Новокузнецка задачи по продвижению книги и чтения среди подростков решаются с помощью различных средств, в том числе и посредством рекомендательной библиографии. Подросткам предлагаются различные информационно-библиографические материалы, созданные сотрудниками: аннотированные рекомендательные списки: «Кто смеётся, тот спасён», «Перед зеркалом: я некрасивая», «Время искать и удивляться», «Решаем проблемы: Библиопрогноз»; беседы о книгах: «Трудный возраст»: современная художественная литература для подростков о них же самих;
«Друзья познаются в беде» - электронные беседы о книгах для подростков от 11 лет и старше. Беседы знакомят подростков с лучшими произведениями художественной литературы русских и зарубежных авторов, объединённых темой дружбы. Книги представлены в четырёх разделах: «Дай лапу, друг!», «Путешествие во времени», «Мальчик с девочкой дружил», «Друг спешит на помощь». Переход к разделам осуществляется с помощью гиперссылок в виде кнопок на слайде. Режим просмотра слайдов – автоматический. При желании читатель может остановить просмотр и обратиться к тому разделу, который ему интересен. Своё мнение о книге можно оставить на страничке «Библиофорум». Беседы озвучены, иллюстрированы, сопровождаются анимационными эффектами. (Презентацию можно скачать по ссылке: http://dcbs-nvkz.narod.ru/nashi_produkti.htm).
Несомненно, рекомендательные библиографические пособия предоставляют возможность выбора подростками книг, которые помогут им разобраться в себе, познакомиться с кругом проблем, волнующих их в пору переходного возраста. Это направление необходимо активно развивать, используя возможности различных информационных технологий.

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика