Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Современное детство и библиотека - Детские впечатления остаются на всю жизнь


Современное детство и библиотека - Детские впечатления остаются на всю жизнь

Индекс материала
Современное детство и библиотека
Детские впечатления остаются на всю жизнь
Экологическое просвещение детей в приоритете!
Школа экологических знаний
День Фортуны в библиотеке
Всё лучшее – детям
Быть рядом с подростком
РОССИЙСКИЕ ПОДРОСТКИ НА ПУТИ К ТОЛЕРАНТНОМУ СОЗНАНИЮ
Детская библиотека – комфортная и развивающая среда
Интерес к книге. Как его развить?
К чтению через игру
Мультимедиа как форма приобщения детей к чтению
Если все вместе…
Семья- диалог в сфере чтения
СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО И БИБЛИОТЕКА
Программа семейных чтений «Мама + Я»
Возможности рекомендательной библиографии
Библиотека + молодая семья = читающий ребенок
Библиотека приходит в гости
Все страницы

 

 

 

 

 

 

Детские впечатления остаются на всю жизнь:
опыт проведения родительских собраний по детскому чтению
в ЦДБ им. Б.С. Рябинина г. Кунгура

Бабкина Нина Васильевна,
заведующая
Центральной детской библиотекой
им. Б.С. Рябинина
МУК Централизованная библиотечная
система г. Кунгура

Проект «Родительское собрание по детскому чтению» инициирован Русской школьной библиотечной ассоциацией в 2008 году. Коллектив Центральной городской библиотеки им. Б.С. Рябинина г. Кунгура, проникнувшись этой идеей и решая проблему не чтения детей, с этого времени стал проводить родительские собрания в своих стенах .
Искать ключи к проблеме мы решили в семье. Задались вопросом:
«А понимают ли это родители»? Как об этом сказать им, где и когда? Решили, что нужно просто приглашать и детей, и родителей в библиотеку на родительские собрания. Важно только, чтобы такие собрания стали не разовыми мероприятиями, а переросли в большую и совместную работу библиотеки, родителей, школы. И тогда родители станут помощниками и библиотекаря, и педагога в деле приобщения детей к книге и чтению. Главное, чтобы родители поняли, как важно читать детям вслух с самого раннего возраста, поощрять их чтение, развивать, делать чтение творческим.
Началом этой большой и кропотливой работы можно назвать конференцию «Как стать родителями читающего ребенка», которая была проведена для приемных родителей, участников Клуба приемных семей «Улыбнись с надеждой». Цель конференции: привлечь внимание родителей к проблеме не чтения детей, помочь построить вокруг чтения семейный досуг, сблизить интересы разных членов семьи.
Родители выслушали мнение специалистов в области детского чтения: педагогов, детских библиотекарей. Сами рассказали о своем опыте, поделились своими затруднениями, получили советы не только о том, что и как читать с детьми, но и как провести дома литературные игры, семейные праздники на основе прочитанных книг. Родители выразили готовность применить полученный опыт в своей семье.
Затем сотрудники ЦДБ стали приглашать в библиотеку родителей детей начальных классов и детей, посещающих детский сад. Родительские собрания назывались «Добрые книги для ваших детей», «Как стать родителями читающего ребенка». 
На таких собраниях родители слушают консультации, рекомендации и советы по организации чтения в семье. Узнают о том, что и как лучше читать дома с ребенком, о негативном влиянии «экранной культуры» на познавательные способности маленького человека, об уникальности библиотечной среды, ее значении в приобщении к чтению детей. 
По результатам проведенных собраний мы пришли к выводу, что такие родительские собрания приносят большую пользу, являются одним из важнейших средств пропаганды ценности чтения и книги и в какой-то степени повышают педагогический уровень родителей.
В 2010 году родительские собрания стали входить составной частью в комплексные мероприятия. В целях привлечения дошкольников в библиотеку проведен День маленького читателя. Гостями библиотеки стали дети из подготовительной группы детского сада и их родители (55 человек). Детей пригласили на младший абонемент, где библиотекарь Елена Ивановна Мальцева познакомила их с правилами библиотеки, её историей, рассказала о возможностях библиотеки сегодня. Затем в гости к детям пришла Бабушка-сказительница. Её роль мастерски сыграла помощница, волонтер библиотеки Лидия Степановна Голубева. В считанные минуты она овладела аудиторией и буквально влюбила в себя всех ребятишек. В игровой форме Лидия Степановна провела с ребятами беседу о сказках, а затем прочитала украинскую сказку «Серко». В это время взрослые в читальном зале приняли участие в родительском собрании «Любите читать!»
Для начала у родителей дошколят спросили: «Вспомните Ваши первые книжки, Ваше первое знакомство с библиотекой? Какие они были? Если приятными и запоминающимися, то это осталось в памяти до сегодняшнего дня, а если нет, то вы сейчас ничего не вспомните. Уверены, что Вы этого не желаете своим детям? Тогда сделайте всё возможное, чтобы Ваш ребёнок запомнил и первую книгу, которую ему прочитали Вы, и первую книгу, которую он прочитал сам. Сделайте праздником и событием в его жизни первое посещение библиотеки. Тема нашего собрания: любите читать. Можно поставить в конце знак вопроса, а можно - знак восклицания. Я бы хотела поставить знак восклицания, ведь если Вы пришли к нам в библиотеку, то это значит, что Вы не равнодушны к чтению и очень хотите, чтобы Ваши дети тоже любили книгу. И поверьте, если мы с сегодняшнего дня объединим усилия, увеличив их втрое - родители, библиотекари, воспитатели - то у нас с Вами всё получится». 
На родительских собраниях обсуждаются вопросы: как научить ребенка любить книгу, какие методики применять для приобщения детей к чтению, о возрождении традиций совместного семейного чтения вслух. Родители с интересом слушают рекомендации по создании портфолио «Я – читатель», так как создание портфолио объединит усилия опять же воспитателя, родителя, библиотекаря, а у ребенка появится интерес к созданию своей читательской истории. 
Каждый раз при проведении собрания библиотекарь читального зала Светлана Викторовна Кузнецова знакомит родителей с проектом «Сторисек». В этом году были презентованы «волшебные мешочки», куда собраны материалы, посвященные 85-летию выхода в свет книги К. Чуковского «Айболит», по сказкам Шарля Перро, «С Новым годом» и другие. Тут же волшебные мешочки к большой радости детей и родителей выдаются для чтения в семье.
Затем дети и родители встречаются в читальном зале. Для них Буратино и Домовенок Кузя (куклы), прибывшие на собрание, проводят театрализованный обзор литературы «Книги с полки Буратино».
В 2011 году работа по проведению родительских собраний продолжилась. Теперь они проводятся уже не по нашей просьбе, а по просьбе классных руководителей. Так, например, был организован День дошкольника. На младшем абонементе для детей и родителей устроили «Книжкину больницу». Отремонтировали 33 книги. Дети получили навыки бережного отношения к книге, послушали советы, как нужно обращаться с книгой. Затем ребята перешли в читальный зал, где для них прошла сказочная игровая программа. Для мам и пап проведена медиабеседа «Научите детей читать» в Рябининской комнате.  
Запомнилось родительское собрание в Школе детского развития-сад № 6. Для родителей первоклассников проведена медиабеседа «Как воспитать читателя». Известно, что творческие задатки каждого ребенка раскрываются при чтении художественной литературы. Чтение пробуждает воображение, обостряет чувства, активизирует ум. С этой целью проведен тест «Знаете ли вы своего ребенка, как читателя». Он был рассчитан на наблюдательных родителей. Результаты теста: родители считают, что их дети больше читают художественную литературу. Познавательная направленность у детей развита меньше. Дети с удовольствием рисуют героев книг, пересказывают прочитанное, любят участвовать в конкурсах. А значит, дети хорошо развиты эмоционально. Мы получили ответы на все заданные вопросы, а из этого следует, что родители достаточно хорошо знают своих детей.
День чтения и здоровья проведен для родителей и детей 2-го класса школы № 10, которые собрались в стенах библиотеки уже второй раз. Библиограф ЦДБ Нина Ивановна Плотникова провела медиабеседу «Компьютер: за и против». Из медиапрезентации родители узнали, в чем польза и вред компьютера, о том, какие детские сайты есть в Интернете, о влиянии компьютерных игр на здоровье школьника; познакомились с упражнениями для глаз и рук. С.В. Кузнецова провела игровую программу «Папа, мама, я – читающая семья». В заключение для родителей прозвучал обзор статей из журналов «Здоровье школьника», «Мой кроха и Я». Родители получили памятки «Как стать родителем читающего ребенка».
День начинающего читателя проведен для родителей и детей второго класса школы № 16. Библиотекарь младшего абонемента Е.И. Мальцева разработала интересную игровую программу «Книга в жизни второклассника». Дети с удовольствием читали, играли, отвечали на вопросы. С родителями проведен медиачас «С чего начинается читатель», обзор периодических изданий «Читайте журналы для заботливых родителей». Даны рекомендации по поощрению творческого чтения детей, чтения качественной литературы, организации домашнего досуга, связанного с чтением и книгой. Затем дети и родители посмотрели занимательное и познавательное кукольное представление «Книжная полка Буратино». 
Для детей этого класса объявлен конкурс «Чтение в подарок маме». Дети читают книги, составляют список прочитанных книг и в День 8 Марта дарят его своей маме. Наша инициатива была поддержана и детьми, и родителями, и классным руководителем.
Заканчиваем родительские собрания мы словами В.А. Сухомлинского: «Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой, на свет Божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». А затем продолжаем уже от себя: «Если Вы желаете своему ребенку счастья, то научите его любить книгу! Покупайте книги для детей, посещайте вместе с ними библиотеки. Читайте книги вместе с детьми! Дарите им счастливую возможность побеседовать с героями книг, и тогда книги и чтение станут для Ваших детей любимым занятием! Помните, что детские впечатления остаются в памяти на всю жизнь! Любите книгу сами и научите любить её своих детей».
После каждого мероприятия выдаются буклеты, памятки, рекомендательные списки литературы, советы родителям о пользе чтения детей в младшем возрасте. Родители записывают детей в библиотеку, тем самым повышается посещаемость библиотеки, книговыдача, растет количество читателей. Дети и родители, побывавшие на собраниях в стенах библиотеки, познакомившись с отделами библиотеки, её фондами, возможностями, сотрудниками, становятся постоянными читателями. Классные руководители отмечают возросший интерес к чтению и изучению предмета «литература».
В настоящее время идет работа над составлением программы «Как стать родителем читающего ребенка». Мы ставим перед собой задачу: объединить три составляющих — семью, школу, библиотеку.
Надеемся, что такие совместные старания библиотекарей, педагогов, родителей, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. И тогда воплотится в жизнь наша главная цель: каждый пришедший в библиотеку ребёнок должен полюбить чтение так, чтобы оно стало для него самой сильной страстью, принесло радость, оставило яркое впечатление на всю жизнь!



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика