Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Современная литература: зачем и для кого? - ИДЕНТИфикация


Современная литература: зачем и для кого? - ИДЕНТИфикация

Индекс материала
Современная литература: зачем и для кого?
Новые книги нового века
Чтение литературы на родном языке как фактор сохранения и развития национальной культуры
Книжная культура малого города
Литературный процесс в России
Богатые писатели мира
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО?
Современный литературный процесс
Жизни устойчивый вирус
ИДЕНТИфикация
Образованные родители – успешные дети
Изучаем тех, для кого работаем
Все страницы

 

 

Алексей Иванов: ИДЕНТИфикация:
медиа – урок по творчеству пермского писателя

Иванова Светлана Ивановна
библиотекарь отдела обслуживания
Центральной районной библиотеки
«Лысьвенская межпоселенческая библиотека»

Отдел обслуживания Центральной районной библиотеки особое внимание уделяет досуговому чтению, в первую очередь молодежи, продвижению книг современных авто-ров. В течение года в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в течение года для старших школьников и студентов политехнического и медицинского колледжей проводились медиа - уроки по творчеству известного пермского пи-сателя Алексея Иванова. 

Имя Алексея Иванова уже известно как у нас Прикамье, так и за его пределами. «Алексей Иванов, молодой пермский писатель, относится к тому поколению, которое совершенно не ожидалось из наших литературных недр…» (литературный критик Герман Митягин).  
Родился он в 1969 году в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород) в семье ин-женеров-кораблестроителей. В 1971 году семья переехала в Пермь. В 1987 году после школы будущий писатель поступил на факультет журналистики Уральского государст-венного университета. Спустя год оттуда ушел. В 1990 году поступил на факультет исто-рии искусств (искусствоведения) того же университета. В 1996 году получил диплом ис-кусствоведа. В те же годы дебютировал с первой фантастической повестью «Охота на Большую Медведицу» в журнале «Уральский следопыт» (1990 год). Вернувшись в Пермь, Иванов сменил немало профессий - работал сторожем, лаборантом, учителем, журнали-стом, преподавателем ВУЗа, а также гидом-проводником в турфирме, что привело его к увлечению краеведением. Алексей Иванов – лауреат литературных премий «Эврика!», «Старт», «Ясная поляна» (2004), а также премий имени Д.Н. Мамина-Сибиряка (2003) и имени П. П. Бажова (2004) и др.

В 2003 году вышла первая книга «Чердынь – княгиня гор». Этот роман погружает читателя в глубину веков. Перед нами Пермь Великая второй половины 15 века: вогулы и пермяки, татары и русские, покорители земель и защитники, православные и язычники – все это на фоне необыкновенного водоворота страстей, любви и ненависти, отступничества и веры, колдовства и тайны. Люди, боги, природа и звери – единые и одновременно противостоящие друг другу, сливаются в огромный космический мир, где все реально и все фантастично, где историческая правда и авторское воображение, словно соревнуясь друг с другом, создают захватывающую картину бытия. Как пишут критики, своим романом Иванов оживил прикамские леса вогульскими мифами. 

Для тех, кто неравнодушен к истории родного края, будет интересен и роман А. Иванова «Золото бунта, или Вниз по реке теснин». В книге описываются события, про-исходившие на Урале в конце 18 века, спустя четыре года после разгрома Пугачевского восстания. Герой романа, молодой сплавщик Остафий, пытается разгадать загадку гибели своего отца, чтобы смыть с родового имени пятно позора. Его отца, знаменитого на Чусо-вой сплавщика, обвиняют в том, что он присвоил себе клад, казну Пугачева. Увлекатель-ный детективный сюжет автор погружает в таинственный и завораживающий мир реки Чусовой. Здесь караваны барок, груженные железом, стремительно летят по течению ми-мо смертельно опасных скал-бойцов. Здесь власть купцов и заводчиков ничто в сравнении с могуществом старцев – учителей веры, что правят Рекой из тайных раскольничьих ски-тов. Здесь даже те, кто носит православный крест, искренне верят в силу вогульских шаманов.  

Помимо исторических, краеведческих книг Алексей Иванов предлагает вниманию читателей совершенно иные, действия которых разворачивается в наши дни. Это «Гео-граф глобус пропил» и «Общага-на-крови». Главный герой «Географа» - учитель-непрофессионал Виктор Сергеевич Служкин, по воле судьбы оказавшийся в обычной школе города Перми.
«Это очень смешная и бесконечно печальная книга о современной школе, о любви учителя и старшеклассницы, » - так отозвался о этой книге критик Леонид Юзефович. Вопросы, затронутые в книге Алексея Иванова, весьма злободневны. Роман на редкость добротный, чтение захватывает сразу. Однако собрать впечатления воедино оказалось де-лом нелегким. Ведь еще «великий и ужасный» нигилист своего времени Ницше предсказал «размывание ценностей». Юношество живет вне пространства большой культуры, и это не причина, а уже следствие общекризисных явлений в обществе. И литература сей-час другая. Какое время, такая и литература... Сюжет? Да нет его попросту! Главный герой ? Да кто он? «Географ вечно пьяный», учитель не по призванию? Понятно, что школа, куда он стихийно, накануне учебного года устроился на работу, совсем не его сте-зя. А впрочем, Виктор Служкин пути своего не разумеет, а градус будней по - привыч-ке повышает алкоголем: «… учитель из меня – как из колбасы телескоп, - опять разливая вино, честно сообщил Служкин».
Но даже до уровня «интеллигентного» алкоголика, переживающего свой пьяный экстаз в рейсе «Москва - Петушки», он не дотягивает. Для «идиота» Мышкина - мелковат, (на святое не замахиваются!), а «замученного» Кафкой Грегора Замзу, пожалуй, и пере-рос! Словом, Виктор Сергееич отнюдь не добродетель, но и не абсолютное зло. Выража-ясь словами учеников, «он - ни-ка-кой!»
Педагогика, как и религия, должна быть консервативной - это не только личное убеждение, исходя из которого учитель географии Служкин далек от образа идеального педагога так же, как далек космос от кузнечика. Его ученики - современные тинейджеры, живут в специфической субкультуре, где принять антимораль в качестве мотива к действию - «это круто!»
Герои романа говорят именно на том языке, на котором только и могут изъяснятся в предложенных обстоятельствах их прототипы. Вот что сам автор говорит по поводу ис-пользования его героями нецензурной лексики: «Люди … матом говорят про что угодно. Абсурдно требовать от писателя, чтобы он не использовал ненормативную лексику при описании ненормативной ситуации. Это просто необходимо для подлинности атмосферы. Требовать от писателя чистоты речи – все равно, что требовать от художника, чтобы тот рисовал только красивые картинки, где новые дома и никаких стариков; зачем демонстри-ровать старость, все должно быть молодо, красиво. Вы же понимаете, что это абсурд» (из интервью газете «Город», Г. Вершинин).

Образ педагога вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, он довольно симпатичен: любит дочь, жену и кота Пуджика, а с другой - он человек слабовольный, даже жалкий. Отвращает его пьянство... Личность Служкина соткана из полутонов, в нем много и положительного, и отрицательного. Некоторые человеческие качества Географа на порядок выше, чем у других героев романа. Импонирует его человеколюбие и безгра-ничное терпение, на которое он способен по отношению к недображелателям и даже яв-ным агрессорам. Виктор Сергеевич человек креативный, он ценит все живое и любит при-роду во всех ее проявлениях. С улыбкой вспоминается, как он носится с Пуджиком, ко-мично и трогательно выхаживая больного кота.
Географ - личность неординарная, об этом говорят многие его поступки, стиль по-ведения, «цветастая речь», изобилующая шутками и выражениями, которые так раздра-жают его жену. Личная жизнь Служкина-череда унылых серых будней у холодного очага, где никто не понимает и не хочет принять друг друга. Надежда мечтает о сильном, надеж-ном мужском плече, о человеке, способном стать в жизни опорой. Эти качества, как ей кажется, она находит в приятеле своего мужа. Терпимое отношение Служкина к изменам жены можно назвать мудростью: Надю он жалеет и искренне желает ей счастья... Надя несчастлива с мужем, но вот вопрос: а была бы она счастлива с другим мужчиной? Вероятнее всего, нет.
Ее приземленность и эмоциональный аутизм никогда не позволят ей стать счастливой или хотя бы довольной собственной жизнью. Муж - романтик, отчаянно нуждающийся в любви и понимании, был отвергнут собственной женой. Конечно, иногда каждый человек чувствует себя одиноким, но одиночество Географа достигло своего фатального абсолюта. А это уже страшно.
Профессиональная деятельность Служкина так же не лишена драм и коллизий. Географ не угоден администрации, на педсоветах его показательно третируют. Устав от школы, аутсайдер педагогического труда ведет девятиклассников в поход - сплавляться по реке. Походные ситуации открывают нам новые грани взаимоотношений учителя и ре-бят. Ненавистный Географ, главный антагонист «зондер - команды», активный участник школьных войн, «нестандартный» с точки зрения любых педагогических теорий Служкин вне классного пространства открывает ребятам свое истинное лицо и становится нефор-мальным лидером, учителем жизни. Лирический вердикт его пребывания в походе звучит так: «именно любви я и хотел научить ... любви к земле, любви к людям.. .чтобы они стали сильнее и добрее, не унижая и не унижаясь.»
Поход учителя и детей насыщен неожиданными, трагичными и подчеркнуто комичными ситуациями. Например, сам того не желая, Виктор Сергеевич становится объектом влюбленности и чувственного влечения своих учениц Маши и Люськи. Недалекая, жадная до новых ощущений Люська, смешная и бесконечно женственная, совсем «нецеломудренно» целует Служкина в ельнике, ребята по-взрослому ревнуют своих девчонок к Географу, а Маша мучительно любит своего учителя, любит по-настоящему, как и поло-жено в первый раз. Страницы истории любви учителя и ученицы поражают особенным лиризмом, это светлая и трагичная тема всего повествования. Неизбежно летальный исход их отношений осознают и Служкин, и сама Маша - рано повзрослевшая дочь завуча, эмо-циональная девочка-старушка.
Маша, Машенька... Даже имя у нее какое-то хрестоматийное, и совсем не похожа она на «дымчатую» Лолиту Гумберта. Нет, Маша совсем не новоявленная Лолита, и в этом, наверное, «заслуга» самого Служкина - объекта ее первых, постыдных желаний. Там, на дощатой лавке в деревне, опьяненная и безумная Маша признается Географу в любви. Повинуясь чувству и инстинкту, ослепленная страстью маленькая женщина готова в первый раз отдаться любимому... И вот здесь Географ совершает один из своих немно-гочисленных поступков, по-человечески понятных и простых. Он переводит отношения в диаде «влюбленные» в отношения учителя и ученицы, взрослого мужчины и девочки-подростка. Служкин прекрасно осознает, что он - «первая любовь, которая никогда не бы-вает последней» .
«И Маша останется со мной, как свет Полярной звезды...», - так размышляет идеа-лист и романтик Служкин, обретя и теряя любовь в один миг. Именно сейчас, на краю личного одиночества, Географ понимает, что он - «плоть от плоти этой земли. Я - малое, но точное ее подобие. Я повторяю ее смысл всеми извилинами своей судьбы, своей люб-ви, своей души...»
Сам автор, наградив своего героя нелестными характеристиками типа: «раздолбай, неудачник и выпивоха...», «вживил» в Географа огромный полемический заряд. Роман не оставляет равнодушных, это «книга для каждого, кто не потерял способности чувствовать и любить...»
«И жизнь, и слезы, и любовь», - эта цитата, ставшая классикой, очень точно харак-теризует и роман «Общага на крови». Главный герой – студент по прозвищу «Отличник». В общежитском сообществе этот типичный «ботаник», одновременно и свой, и чужой. Он встречает свою любовь, свою фею Серафиму, но счастье так быстротечно…

«Хребет России» (метафорическое название Уральских гор) — российский телевизионный и литературный проект. Состоит из иллюстрированной книги (автор — Алексей Иванов) и четырёхсерийного документального фильма (проект Леонида Парфёнова и Алексея Иванова), снятого в 2009 году и показанного на Первом канале в марте 2010 года. Проект посвящён природе, истории и культуре Урала.
При подготовке книги А. Иванов много путешествовал по Уралу, изучая горы и ре-ки, города и заводы, историю и мифологию. Презентация книги состоялась в марте 2010 года на ярмарке «Книги России» в Москве.
Книга Алексея Иванова «Хребет России» выпущена издательской группой «Азбука-классика». Она содержит около 600 фотографий. «Урал заснят анфас и в профиль, сна-ружи и изнутри, с воды и с воздуха. В результате в книгу вошли фотосъемки не только широко известных по глянцевым путеводителям, но самых отдаленных, труднодоступных и мало освоенных туристами мест Уральского края». Жанр книги, состоящей из 100 очерков и путеводителя по Уралу называют новым словом «иденти» («идентификации региона»), и говорят, что она находится в русле постмодернизма. Для Алексея Иванова сам Урал воплощает постмодернистскую модель России. «Россия была сельской и фео-дальной, а Урал — заводским и капиталистическим“, — полагает автор „Хребта“. Образно говоря, эта книга - ключ к новому прочтению Урала». 
Телевизионный проект Леонида Парфёнова и Алексея Иванова «Хребет России», представляет собой историко-географическое путешествие по Уралу. За один год телемаэ-стро и писатель приняли участие в восьми экспедициях, преодолев 20 тысяч километров и посетив 112 городов и поселков всего Урала.
Фильм повествует об истории покорения и освоения русскими Урала и Сибири в XV—XIX веках. Повествование в фильме охватывает четыре с лишним столетия и завер-шается эпохой советских первых пятилеток и ГУЛАГа. Основной акцент авторы сделали на истории освоения предгорий и гор Уральского горного хребта на территории совре-менного Пермского края, однако, съёмки фильма также проходили на территории Сверд-ловской, Челябинской и Тюменской областей. Одновременно, по заказу правительства Пермского края, Леонид Парфёнов и Алексей Иванов сняли презентационный фильм, посвященный всему Уральскому региону. Это своего рода визитная карточка книги «Хребет России» и одноименного телепроекта.

На протяжении урока демонстрировались слайды презентации. В конце учащимся был представлен небольшой рекламный ролик фильма «Хребет России»

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика