Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Современная литература: зачем и для кого? - Современный литературный процесс


Современная литература: зачем и для кого? - Современный литературный процесс

Индекс материала
Современная литература: зачем и для кого?
Новые книги нового века
Чтение литературы на родном языке как фактор сохранения и развития национальной культуры
Книжная культура малого города
Литературный процесс в России
Богатые писатели мира
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО?
Современный литературный процесс
Жизни устойчивый вирус
ИДЕНТИфикация
Образованные родители – успешные дети
Изучаем тех, для кого работаем
Все страницы

 

Современный литературный процесс

Хохрина  Надежда Геннадьевна, 
гл. библиограф МУК «ГЦМБ»
г.Горнозаводск

Авторы фото:
Хохрина Надежда Геннадьевна,
гл. библиограф информационно-библиографического отдела
Шак Ольга Васильевна,
гл. библиотекарь методического отдела
МУК «Горнозаводская центральная
межпоселенческая библиотека»

Литература рубежа XX –XXI веков. С 1990 года – это литература переходного периода. Переход от советской литературы подцензурной к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова. Современный литературный процесс XXI века сопоставляют с литературным процессом начала XX века – с серебряным веком и литературой 20 – х годов.
Виктор Астафьев на конференции по «Современной литературе» высказал мысль: « Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, предоставлена свобода».
В 1-й – половине 90-х годов, в перестроечную эпоху, Россия испытывает литературный бум. Гласность, полная отмена политической цензуры привели к обилию переводной зарубежной литературы, мы все стали зачитываться детективами Чейза, Агаты Кристи. К нам вернулась запрещенная в советских условиях русская литература. «Возвращенная литература» - роман Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», Борис Пастернак «Доктор Живаго», Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Дети Арбата А. Рыбакова, проза И.Бабеля, А. Платонова и многих других.
90 – годы прозвали «лихими» годами, революционного слома, или «замечательное десятилетие» в русской литературе. Избавившись от цензуры, русская литература прошла искушение вседозволенности, достигла компромисса между преданием и новизной.
XXI век начинается нулевыми годами. В нулевые годы начали строить заново. Сегодняшнюю литературу творят люди разных поколений: и те, кто существовал в недрах советской литературы, и те, кто начал писать совсем недавно. Выделим 4 « поколения» современных писателей:
1 поколение современных писателей. Писатели-шестидесятники, которые ворвались в литературу во время оттепели 1960- х годов, символы своего времени – В.Аксенов, В.Войнович, Ф.Искандер, В. Распутин. Сегодня – это признанные классики современной литературы, отличающиеся иронической ностальгией и приверженностью к мемуарному жанру.
2 поколение - авторы поколения 1970-х, дети победителей войны, советское поколение. Уже писали в условиях творческой несвободы. Это – В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева. Для них актуальным и близким стала фраза «Человек хорош, обстоятельства плохи».
3 поколение. С перестройкой в литературу пришло новое поколение писателей – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, О.Славникова, В.Сорокин. Начали работать без цензуры, свободно осваивая литературные эксперименты, затрагивали запретные ранее темы.
4 поколение. В конце 1990-х годов появляется другое поколение совсем молодых писателей. Русская литература открывает новые литературные имена таких ярких прозаиков, как – Д. Гуцко, А.Геласимов, И. Стогоff, С. Шаргунов, И. Кочергин, Р. Сенчин, З. Прилепин.
Особым явлением для литературной жизни 1990-х годов стал феномен литературных премий. Литературные премии ставят своей целью воздействовать на литературный процесс, открывать новые имена. В настоящее время в России существует несколько сот литературных премий. Я расскажу о некоторых, самых значимых. Итак, литературные премии.
В 1991 году по британскому образцу был основан Русский Букер – первая негосударственная премия в России после 1917 года. Цель премии – «привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг. Премия «Букер», вручается за лучший отечественный роман года, написанный на русском языке, независимо от места его издания. Отличительная особенность: акцент на диссидентской литературе.
За 20 лет существования премии ее победителями стали такие известные писатели, как В.Аксенов, Г.Владимов, В.Маканин, Б.Окуджава, Л.Улицкая и другие. В 2010 году лауреатом премии стала писательница из Череповца Елена Колядина за исторический роман «Цветочный крест». К сюжету писательницу подтолкнула находка в архиве, в записи 17 века рассказывалось о том, как по обвинению в колдовстве была сожжена девушка по имени Феодосья.
Главным спонсором премии была энергетическая компания В.Р. Размер премии в 2010 году составил 600 тысяч рублей, финалисты получили по 60 тысяч рублей.
В 2001 году на 10 –летии празднования Русского Букера лучшим произведением за годы существования этой премии назван роман Г. Владимова «Генерал и его армия». В 2011 году Русский Букер будет награждать только Букером десятилетия, награду получит один из победителей 2001 – 2010 годов. Книга десятилетия будет объявлена в начале декабря.
«Нацбест» задумывалась как премия, отличающаяся от иных литературных премий тем, чтобы привлечь массового читателя. Книга должна стать бестселлером, то есть самой покупаемой и читаемой, лучший роман года. Девиз премии – «Проснуться знаменитым». Премия, которая помогает неизвестным авторам пробиться к читателю. Учреждена в 2000 году. Фонд премии формируется из средств инвестиционно-строительной компании «Вистком». Размер премии 225 тысяч рублей. Еще одной особенностью «Нацбеста» является то, что решение принимается публично, прямо во время церемонии вручения. Каждый из членов жюри объясняет, почему он выбрал то или иное произведение, называет автора, которому отдает предпочтение. Награждение премии происходит в городе Санкт-Петербурге.
Среди лауреатов премии писатели – Леонид Юзефович, Александр Проханов, Виктор Пелевин, Михаил Шишкин, Илья Бояшов, Эдуард Кочергин. В 2011 году лауреатом премии стал Дмитрий Быков за историко-мистический роман о литературной жизни 1920-х годов «Остромов, или Ученик чародея». Это его вторая премия, в 2006 году он уже был удостоен этой премией за автобиографический роман «Борис Пастернак».
29 мая 2011 года был объявлен лауреат премии «СуперНацбест», приуроченной к десятилетию премии. Победитель выбирался из числа книг – лауреатов премии за прошлые годы. Им стал З.Прилепин за книгу «Грех», победитель 2008 года.
Самая молодая литературная премия, основанная в 2005 году - «Большая книга». Самая значимая и главная литературная премия страны по величине вознаграждения. 1премия – 3 млн. рублей, 2 премия – 1,5 млн. руб., 3 премия – 1 млн. руб. Денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром». Премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре нон-фикшн (беллетризованные биографии великих людей). Вторая в мире после Нобелевской. У «Большой книги» самый высокий рейтинг. Она «раскручивает» писательские имена. Она делает скромных писателей «медийными» персонами, приковывает к ним внимание. Во многом благодаря именно «Большой книге» современная литература «звучит», быть писателем становится модно.
Среди лауреатов «Большой книги» - Дмитрий Быков, Михаил Шишкин, Людмила Улицкая, Дина Рубина. В 2010 году лауреатами стали 1 место: П. Басинский, журналист, критик, автор художественного исследования «Лев Толстой: бегство из рая». Книга посвящена событию, случившемуся в Ясной Поляне 100 лет назад и потрясшему весь мир: 82 летний писатель граф Л.Н.Толстой ночью тайно бежал из дома в неизвестном направлении. С тех пор об уходе и смерти великого старца говорит весь мир. Это уникальный случай, когда глубоко семейный конфликт стал частью всемирной истории. На московской международной книжной выставке ярмарке книгу журналиста П.Басинского назвали лучшей прозой года.
2 место: молодой поэт и прозаик А. Иличевский с романом «Перс». Герой «Перса» молодой американский ученый – нефтяник Илья Дубов после скитаний по миру возвращается на Каспий, где прошло его детство. Вместе со школьным другом иранцем Хашимом, они переживают множество испытаний.
3 место: В.Пелевин, один из самых необычных писателей современности, свой роман назвал одной буквой «t». Фантазии на тему ухода Л.Толстого из Ясной Поляны.
В 2011 году в шорт-лист премии вошло 10 произведений, из 40 предоставленных длинным списком. Имена трех лауреатов станут известны в ноябре. (Претенденты - Ю.Арабов, Ю.Буйда, Д.Быков, Д.Данилов, С.Кузнецов, О.Славникова, А.Слаповский, С.Солоух, В.Сорокин, М.Шишкин).
Все эти премии стали формами неофициального, негосударственного признания авторитета писателей. Помимо признания, тиражей книг, писатели получают неплохую денежную компенсацию. Писатели, разбогатевшие на премиях. (Улицкая, Быков, Сараскина, Шишкин).
90 – е годы подвергли реализм (господствующее направление в литературе) серьезному испытанию, посягнув на его абсолютный авторитет. Пережив «переходный период», литература стала развиваться интересней, в ней начался откровенный эксперимент, пришли новые темы и направления.
Сегодня литературный процесс включает в себя множество направлений: светский реализм, массовая литература, литература для клерков, блоггеровская литература, роман - антиутопия, постмодернизм.

Основные направления современной прозы
Постмодернизм
Постмодернизм как движение в литературе возникает на Западе в конце 1960- начале 1970-х годов. Фактически одновременно и в русской литературе стали появляться произведения Андрея Битова, Виктора Ерофеева, которые были причислены к постмодернистким.
Постмодернисты доказывали неразделимость коммунистической утопии и тоталитарного насилия, фиктивность веры в коммунизм как в высшую форму социального прогресса. Показывали кризис господствующей идеологии. Постмодернизм отвергает реалистическое представление о мире, равнодушие к любому идеалу, ироническое переосмысление культурных традиций.
История и в особенности русская история XX века стала объектом художественной игры в произведениях многих авторов-постмодернистов. Роман Войновича «Чонкин», Аксенова «Остров Крым», В.Шарова «Будьте как дети». Сегодня постмодернизм воспринимается уже не как альтернатива классической прозе, а как индивидуальная манера зрелых авторов.
Писатели постмодернисты конца XX – начала XXI века:
(Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев, Михаил Шишкин, Анатолий Королев, Владимир Шаров, Евгений Попов, Эдуард Лимонов). Книги, адресованные людям сравнительно образованным, начитанным. Ярким представителем этого направления является В.Пелевин.

Модель мира в современной антиутопии
Этот жанр стал своеобразным откликом человека на давление нового порядка. Антиутопия, как правило, становится ведущим жанром именно на сломе времен, в переходную эпоху. Все события происходят после переворота, войны, революции, катастрофы и в каком-то определенном, ограниченном от остального мира месте. В антиутопии мир дан изнутри через чувства одного человека, важным становится конфликт личности и тоталитарного государства. Стремление героя нарушить, сломать, восстать, типичен для антиутопии.
Разговор о будущем, которое пугает, начали еще в 1920 годы. Евгений Замятин с памфлетом «Мы» и Михаил Булгаков с пьесой «Багровый остров». В советскую эпоху этот жанр был насильственно прерван и снова возродился в эпоху перестройки. Славу принесла повесть Александра Кабакова «Невозвращенец» о военно-фашистком перевороте в Москве. Затем на эту тему стали писать писатели-фантасты. Совместимость жанров реализма с фантастикой. Роман-катастрофа или роман – предостережение. На примере романа братьев Стругацких «Обитаемый остров».
Теперь антиутопии снова входят в моду и их пишут не только писатели –фантасты, но и писатели –реалисты. Дмитрий Быков «ЖД», Ольга Славникова «2017», Василий Аксенов «остров Крым», Владимир Маканин «Лаз», «Андеграунд». Жанр антиутопии может быть и средством сатирического изображения действительности. Ярким примером подобной антиутопии служит роман Владимира Войновича «Москва 2042. Романы антиутопии пишут и постмодернисты – Владимир Сорокин «День опричника», Виктор Пелевин «Ампир В». Татьяна Толстая ее роман «Кысь». Антиутопия – это жанр предупреждения.
Представителем этого направления является молодой писатель Дмитрий Глуховский.

«Женский почерк» в современной прозе
Последние тридцать лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в конце 1980-х годов. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Л.Улицкая, О.Славникова, Л.Петрушевская, В. Токарева, Д. Рубина сделало актуальным вопрос о том, что такое «женская литература». Женская проза говорит о традиционных ценностях, о высших категориях бытия: семья, дети, любовь. Одной из основных тем современной женской прозы является тема семьи. Внутренний мир человека, перипетии семейных отношений, проблема «отцов и детей» – темы произведений писательниц.
Дина Рубина пишет о любви, которая преображает мир, о верности и доброте. Ее герои, попадающие в сложные, порой безысходные жизненные ситуации, стремятся сохранить мужество и благородство. Главная героиня ее повести «Когда же пойдет снег» Нина встречает свою любовь накануне смертельно опасной операции.
Писательница Галина Щербакова много лет исследует с завидным темпераментом и одновременно с поразительной деликатностью: любовь юных в мире взрослых. Ее излюбленный жанр – небольшая, напряженная повесть о взаимоотношениях родителей и подростков, подростков между собой. Все вы, наверное, читали повесть «Вам и не снилось». Виктория Токарева занимает свою нишу в российской литературе уже 40 лет. Многие ее произведения экранизированы. Токарева пишет о любви и одиночестве, непонимании и поисках счастья. Happy end не свойствен прозе Токаревой, она больше любит недосказанность. Мы с вами посмотрим ролик о лауреате «Русского Букера» и «Большой книги» Людмиле Улицкой.

Массовая литература конца XX века Характерная особенность нашей современной жизни – ее стремительный темп и море информации, ставят читателя в затруднительное положение, что выбрать из огромного количества газет, журналов, книг. Жанровое разнообразие массовой литературы, это, чтение развлекательное. Детектив, триллер, приключенческие романы, мелодрама, фантастика, фэнтези. Для этих произведений характерны легкость усвоения, доступность разным возрастам и слоям населения, независимо от их образования. Массовая литература представляет собой любопытный социологический феномен. Она снимает стрессы, позволяет скрасить свободное время, утешает в горе, компенсирует скуку. Отражает время, в котором живем. Разновидностью массовой литературы является бестселлер. Рейтинговые списки продажи книги, большие тиражи. Бестселлеры являются той литературой массового спроса, что востребуется в первую очередь. Бестселлер отнюдь не только дешевое чтиво, в списках наиболее ходовых книг числятся и истинно замечательные образцы массовой литературы. Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы – Татьяна Устинова, Полина Дашкова, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец, Дарья Донцова. Борис Акунин, Александра Маринина. Борис Акунин первый в истории русской литературы попытался создать детективы, способные развлечь читателя с пристойным эстетическим вкусом. Визитной карточкой Бориса Акунина стал сыщик Эраст Петрович Фандорин. Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков заслуживает особого внимания.
1) литература конца века подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия 2) новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности 3) своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века. Утонченная Людмила Улицкая, возведенный почитателями в ранг провидца и гуру Виктор Пелевин, гранд-мастер отечественного интеллектуального детектива Борис Акунин, молодой писатель Дмитрий Глуховский. Это авторы, о которых мы вам рассказали, те, кто делает настоящую русскую литературу. Неповторимые личности творят неповторимую литературу, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика

Экологичность и абсолютная безвредность Ламинат в Алматы лучшие цены