Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Современная литература: зачем и для кого? - Литературный процесс в России


Современная литература: зачем и для кого? - Литературный процесс в России

Индекс материала
Современная литература: зачем и для кого?
Новые книги нового века
Чтение литературы на родном языке как фактор сохранения и развития национальной культуры
Книжная культура малого города
Литературный процесс в России
Богатые писатели мира
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО?
Современный литературный процесс
Жизни устойчивый вирус
ИДЕНТИфикация
Образованные родители – успешные дети
Изучаем тех, для кого работаем
Все страницы

«Литературный процесс в России последней четверти XX начала XXI вв.»

: дайджест-презентация

Зуева Лидия Александровна
ведущий методист
Муниципальное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система»
г. Куйбышева Новосибирской области

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя
1. Постмодернизм как культурное течение
2. Постмодернизм. Зарубежные традиции
3. Современная российская литература: «Ноев Ковчег»?
4. Многоукладность современной литературы: остановка или развитие?


От составителя
Уважаемый читатель! Вы открыли информационно-аналитический дайджест «Литературный процесс в России последней четверти 20 начала 21 в.в.»
Данная тема вызывает особый интерес у всей передовой литературной общественности России, т.к. произошедший в августе 1991г.раскол союза писателей организационно удостоверил распад единого и неделимого литературного процесса в стране; произошел передел литературного пространства и сложилось два потока: демократический и патриотический, а они в свою очередь делятся еще на несколько партий и фракций, между которыми идет постоянная борьба. Оптимисты утверждали, что великое противостояние продолжаться долго не сможет, но прошли годы, а ситуация апартеида (вынужденное совместное, но вместе с тем, раздельное существование различных культур в одной национальной) все дальше и дальше растет. И с целью раскрытия основных закономерностей современной литературной жизни и вышел в свет настоящий дайджест, в котором представлены четыре раздела.
Первый раздел охватывает основные черты постмодернизма как культурного течения эпохи.
Во втором нашли отражение несколько зарубежных вариантов постмодернизма
Третий раздел раскрывает состояние прозы, поэзии, драматургии в современной России.
В последнем блоке подводятся итоги всех споров о российском постмодернизме.
Дайджест представляет собой аналитико-синтетическую переработку статей из периодических (литературно-художественных и научно-практических),учебных, справочных изданий, а также электронных ресурсов. Хронологический охват материала- 1998-2011гг Настоящий документ ориентирован на специалистов филологов, культурологов, социологов, публицистов, а также студентов филологических факультетов и средне-специальных учебных заведений

1. ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК КУЛЬТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ.
В 1970-1990гг XX вв. в рамках культурологи возникает широкое культурное течение- постмодернизм, одно из самых сложных и уникальных явлений. В его орбиту попали философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Возникает оно как своеобразная реакция на новаторство модернизма. Но, если модерн готов следовать строгим канонам классического искусства, то постмодерн – это отход от традиционного искусства и комплекс авангардных явлений. Постмодернистское настроение несет в себе печать разочарования в идеалах и ценностях традиционного классического искусства и отсюда его таковые признаки:

-освобождение от узких рамок творчества (можно писать как угодно, что угодно, лишь бы нравилось читателю);

-стремление включить в современное искусство весь опыт мировой и художественной культуры, которая очень часто иронически критикуется;

-сочетание различных школ и направлений несет мутацию языковых стилей;

-сочетание традиции и инноваций;

-интертекстуальность т.е. многослойные тексты, которые нужно уметь читать и видеть тексты, а отсюда очень часто нет обратной связи;

-художественные построения сочетаются с реалиями, которые берутся из жизни в непосредственном, откровенном виде, т.е. идет стирание грани между искусством и действительностью;

-этот феномен уже ведет к массовой культуре;

-и что касается постмодернистской концепции мира, то здесь характерны хаос, беспредметность, недомолвки, загадки, непознанность, что превращается в среду обитания человека культуры, который должен продемонстрировать безграничные способности, чудеса техники. Это можно проследить на примере романов С. Кинга («Оно», «Самое необходимое» и др.) или на примере романов российского мистификатора Ю. Петухова («Измена») (Культурология:учебник/под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.-М.:Высшее образование, 2008.- С. 524-536)

2. ПОСТМОДЕРНИЗМ. ЗАРУБЕЖНЫЕ ТРАДИЦИИ
Первоначально постмодернизм появился в 1950г. в США на волне интереса к интеллектуально-философским, постфрейдистским и литературоведческим концепциям французских постструктуралистов. Американская почва оказалась наиболее благоприятной для восприятия новых веяний по ряду причин. Здесь ощущалась потребность в осмыслении тех тенденций в развитии искусства и литературы, которые заявили о себе, начиная с середины 50-х гг. (появление поп-арта, сделавшего цитатность ведущим художественным принципом) и все более набирали силу, что привело в середине 70-х к смене культурной парадигмы: модернизм уступил место постмодернизму.
Американский литературный постмодернизм представлен такими ключевыми фигурами, как Дж. Барт, Т. Пинчон, Д. Бартелми, Р. Сакеник, Р. Федерман. XXI в. он развивается благодаря творчеству писателя-сатирика и журналиста украинского происхождения Чака Паланика, по одноименному роману которого был поставлен фильм «Бойцовский клуб». Последняя его книга, заслуживающая интереса публики- «Проклятая» (2011г.). Особенность творчества Ч. Паланика – минимализм. Необходимо назвать такое имя в американской литературе XXI в. как Майкл Чейбон с романами «Необычайные приключения Кавалира и Клея», «Союз еврейских полицейских, «Джентльмены с большой дороги». Его творчество держится на двух китах- увлечение массовой литературой и серьезное начало (Высоцкая, Н. Современная литература США в контексте культурного плюрализма: электронный ресурс/Н. Высоцкая.- Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2010/09/23/literature/ ) Заслуживает уважения и вызывает интерес у американской читательской публики творчество Дона Делило. Его роман «Падающий», опубликованный в 2010г., в 4 номере журнала «Иностранная литература» за 2010г. явился реакцией на события 11 сентября 2001г.. Роман показывает, что после терактов уверенность власти денег и неуязвимости Америки развеялась и наступила эпоха страха и неопределенности. Неудивительно, что книги Д. Делилло предсказывают ход истории (Делило, Д. Дон Делило: «Я больше не узнаю Америку»:интервью с американским писателем/ беседу провел П. Хеннинг; пер. с англ. С. Силаковой//Иностранная литература.- 2010.-№4.-С.181-190). В литературе США также принято апеллировать к авторитету В. Набокова и к его скандальному роману «Лолита», помешавшему ему получить Нобелевскую премию в 1972г. Феномен Набокова в том, что в своем творчестве он слил «художественные энергии» разных культур, поэтому Набоков – это Пруст, Набоков – это Пушкин, Набоков – это Блок, Набоков – это Уэллс, Набоков – это также Борхес (Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм // Воп.лит.-2001.-№1.-с.3-38).
В 70-х гг. XX в. постмодернизм распространяется по всей Европе, и в первую очередь во Франции, где он воплотился в жанре «нового романа». Основоположниками стали Н. Садур, А. Роб-Грийе, М. Бютор. Затем к ним примкнули и работают против общества потребления М.Уэльбек (романы«Расширение пространства борьбы», «Элементарные частицы», «Платформа»), Б.Вербер («Последний секрет»), скандальный Ф.Бегбедер.(«99 франков», «Идеаль», «Каникулы в коме», «Романтический эгоист»). Выделяется такое направление в литературе сегодняшней Франции как «новые рассказчики», которые ведут серьезный диалог с великой классической традицией: М.Турнье, Ж.Грак, С.Карьер и др. Так С. Карьер вышел на авансцену с романом «Давний спор», опубликованным в седьмом номере «Иностранки» под рубрикой «Дебют» в 2007г. Тема в романе- конфликт между приверженностью к традициям и тягой к новым технологиям. Каково же место художника в мире инновационных проектов? Актуально звучит вопрос.
Творчество К. Бобена относится к позитивному минимализму. Это направление объединяет писателей, воспевающих нехитрые радости повседневной жизни, насыщенность мгновенья. Служители института религии склонны даже относить произведения Бобена к духовной литературе, потому что этот автор знает рецепт человеческого счастья- он ищет Бога в самой жизни, а Бог есть любовь и красота, надо научиться его видеть. Но для этого придется забыть о тщеславии и карьере, об общественной жизни и политике, и обрести детскую способность радоваться любому пустяку. Новелла «Эквилибрист» как раз об этом. (Колет, С.-Г. Литература Франции второй половины XX в.: электронный ресурс/С.-Г. Колет.- Режим доступа: http://www.gabrielle-colette.ru/francuzskaya-literatura20_3.htm.- 24.08.2011г.)
Фирменной продукцией итальянского варианта стал роман Умберто Эко «Имя Розы», в «Заметках на полях» которого он заявил об основных приметах постмодернизма. Вполне по постмодернистски звучит призыв. Эко увлекает читателя детективной интригой – соединение элитарного искусства с массовой культурой считается специфическим качеством постмодернизма. В Англии превзошел себя Малькольм Брэдбери романом «Профессор Криминале», герой которого родился среди хаоса, жил среди хаоса и сам стал воплощением хаоса. Одним из видных представителей современной литературы Англии, работающим в традициях постмодернизма считается Джулиан Барнс, если вспомнить его роман «Любовь и так далее, сборник рассказов «Лимонный стол», мемуары «Нечего бояться».
Если говорить о постмодернистской литературе Австрии, то ее знаковым произведением является роман «Пианистка» Эльфриды Елинек, имевший сенсационный успех. Сама Елинек в 2004г. получила Нобелевскую премию. Героиня этого романа Эрика- высокообразованная женщина, работает в консерватории по 8 часов в день, домой приходит поздно, дома ее встречает авторитарная мать, которая всюду сует нос и все контролирует и с которой они дерутся. Самое интересное в романе представлена культура не сверху и не снизу, потому что высококультурный человек так себя вести не будет, а для низших слоев высокий уровень образования, какой имеет героиня, просто недосягаем. Поэтому мы видим здесь середину культуры, а сама героиня так и осталась просто талантливым педагогом, но не стала знаменитой пианисткой. После того, как «Пианистка» с триумфом прошествовала во всех литературных кругах мирового сообщества и по всем экранам Европы, выходит новый роман Елинек «Дети мертвых». Роман идентичен «Мастеру и Маргарите». Вспомним, как Булгаков напускает на Москву свору нечистой силы, чтобы расплатиться с недругами. Елинек напускает мертвых, которые воскресают, переселяясь в чужие тела, и творят акт мести за поколение своих родителей, за то, к чему безобразному новое поколение привело общество.
(Культура постмодернизма: основные черты и тенденции: электронный ресурс.-Режим доступа: http://www. Volium.ru/articals.- 24.08.2011)
Возникнув как явление духовной жизни Запада, постмодернизм на рубеже 1980- 1990 гг. преодолел границы западного общества и стал распространяться не только вглубь, но и вширь, поражая незападные формы. Так, например, В Аргентине о себе заявил Хулио Кортосар, а его роман «Книга Мануэля» как будто наглядное пособие по постмодернизму, состоящий из кусков отдельных «листочков», но в этих «листочках» - летопись совершенно определенного исторического момента, революционного мая-68 и поучительные уроки истории. 
В настоящий момент поднят ажиотаж вокруг писателей Японии. Японец Харуки Мураками давно себе сделал имя и на родине и на Западе романами «Охота на овец», «Норвежский лес», «Дэнс. Дэнс», которые говорят о том, что общество потребления, где все комфортно, стирает индивидуальные черты. И рецепт счастья- «танцуй и не останавливайся». А танцуй, значит, просто живи. И этим Мураками нов. В принципе он является западником и не совсем японцем, потому что вся японская литература говорила о трагической сложности мира, о человеческих страданиях. И неслучайно любовь японских авторов к Достоевскому, неслучайно самоубийство Акутагавы и харакири Мисимы.
Яркий представитель постмодернизма в японской литературе- Гэнъитиро Такахаси. Его прославил роман «Пока, хулиганье!» (1981 г.), который получил премию журнала «Гундзо» за лучший дебют. Он поразил читателя неслыханной легкостью стиля. В 1988 г. повесть «Японский бейсбол, элегантный и сентиментальный» получила премию Ю. Мисима. Стали знаменитыми и другие его произведения: «По ту сторону радуги», «Джон Леннон против марсианина», «Кошка, прочитавшая Джеймса Джойса», «Охотники за привидениями», «Только для взрослых», сборники эссе «Возможно только так понимать литературу».
Писатель создал «постмодернистско-авангардистскую поп-литературу», содержащую в себе набор кодов от масскультовских до элитарных. Он пародийно использует атрибутику телешоу и комиксового трэша. Среди используемых культурных символов можно встретить и Карла Маркса, и персонажей из мультфильмов, которые перемешаны без всякого смысла, как вывалившиеся из ящика детские игрушки. Этот стиль напоминает в какой-то мере то, что делают ныне современные русские концептуалисты. Проза Тахакаси представляет собой одну из крайних форм современной японской литературы. В повести «В Деревне Пингвинке перед заходом солнца», написанной в 1989 г., использован антураж популярного детского мультика. (Азума, Х. Суперплоский японский постмодернизм: лекция: электронный ресурс / Х. Азума.- Режим доступа:http://www. Aribel.org/threads/13927-Суперплоский- японский- постмодернизм.- 27.05.2009)

3 СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: «НОЕВ КОВЧЕГ?»
Советская Атлантида стремительно погружается в историю, начиная с 1986г. В архивы идут произведения Маркова, Иванова, Павленко, Николаевой, Фадеева и прочие соцбоевики. Правда, хочется добавить, что в могилу советскую литературу сопровождало то лучшее, что было создано писателями в советское время. В архивы идут также произведения Ю. Трифонова («Исчезновение»), Б. Ямпольского («Московская улочка»), в архив идет также В. Гроссман («Все течет…») и на смену им на авансцену выходит поток новой прозы. Появляются «Дети Арбата» Рыбакова в 1987г., «Белые одежды» Дудинцева. В пятилетку гласности литературные издания начали усиленно отдавать долги и печатать все то, что было обречено на писание в стол или печаталось в среде российской эмиграции. Таким образом, формировался демократический поток. И патриотическому потоку, достойными представителями которого считаются Виктория Токарева, Галина Щербакова, благополучный Ченгиз Айтматов, Фазиль Искандер, Виктор Астафев, Федор Абрамов, пришлось уступить место, но они все равно удерживаются на плаву за счет массовой ностальгии. В это время набирает силы постмодернистская литература, приверженцы которой являются Леонид Габышев, Зуфар Гареев, Сергей Каледин, Людмила Петрушевская, Александр Кабаков, Евгений Попов, Вячеслав Пьецух. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Венедикт Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки». На первом плане оказываются писатели Виктор Ерофеев, Зуфар Гареев, Валерия Нарбикова, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Людмила Петрушевская. Премию Буккера первым в России получает в 1992 году Марк Харитонов за произведение «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». Выходят произведения Виктора Пелевина, автора романов «Чапаев и Пустота», «Генерация Пи», «Жизнь насекомых», повести «Омон Ра», «t», сборника рассказов «Синий фонарь». Некоторые читатели «топчатся» в районе некого постмодерниста направления андеграунда Владимира Сорокина, другие же, наоборот, организовали общественное движение «Ищущие вместе» против его творчества, называя его порнографическим. Но, тем не менее, его сборник рассказов, а также рукопись романа «Сердца четырех» попадали в шорт- лист Букеровской премии. А сам писатель в 2010г. был удостоен премии «Новая словесность». Рассуждая о российской действительности, авторы постмодернистской литературы кроют на все лады общечеловеческие и культурные ценности до 85 года, т.е. всю нашу мораль и советскую убогость(Рейгольд С. Русская литература и постмодернизм//Знамя.-1998.-№9). А, исследуя особенности прозы в толстых журналах, критики опять же приходят к одному мнению – состояние нашей прозы неутешительное и печатаются такие произведения, которые требуют пригвоздить их раз и навсегда, а если публикуются хорошие тексты, то из-за интертекстуальности нет обратной связи. И очень жаль, что современный читатель не улавливает подтексты в текстах у заядлого писателя – постмодерниста и выкидывает их за борт парохода современности (Елисеев Н. Наивный читатель и образованный автор // Нов.мир.-1998.-№11)
Рассмотрим особенности творчества М. Бутова («Свобода»), А. Уткина («Самоучка»), В. Березина («Свидетель»), А. Варламова («Купол»). Эти писатели принадлежат к одному поколению, вспоенные и вскормленные застойными годами, провоцирующими скорее тягу к скепсису, нежели к какой-либо то ни было очарованности действительностью. Они спокойненько переждали весь перестроечный хаос и плавно, без особой помпы влились в литературный ряд, определив его нынешнее лицо. Характерными чертами этого поколения служит известная угрюмость, расслабленность, располагающая больше к созерцательности, нежели к активному действию. Иными словами их ритм – модерато, их дух – ирония, их мысль – рефлексия, т.е. самоанализ собственной деятельности. В творческом процессе, сталкиваясь с какой-либо проблемой, человек поворачивает назад и снова ищет. Таким образом, происходят поиск смысла жизни и вечные недовольства собой. Обладая изощренной техникой письма, писатели – постмодернисты опять-таки готовы до упора разрабатывать шахты своих личных переживаний, пренебрегая миром объективной реальности, она им чужда, их эго на первом плане. Главным героем повествования в таких романах выступает рассказчик, чья позиция совпадает с авторской и ведущая партия зарезервирована с самого начала только ему. Любой из таких романов представляет собой крутой, развернутый монолог, и все эти романы грешат монотонностью, как античная греческая трагедия. Это писатели интроверты, у которых нет динамики. Кстати, о рассказчике. Он всегда находится в состоянии неприятного внутреннего разора. В обиходе это называется депрессией, душевным дискомфортом. Недаром суицидальные мотивы в современной литературе очень популярны, что очень удручает (Ремезова М. Детство героя // Воп.лит.-2001.-№2.-с3-20). ). И неудивительно, почему массовый читатель бежит от нашей центровой литературы постмодерна – он устал от ее истеричности, от ее депрессий. Он не понимает ее и бежит туда, где оправданы его интересы. Он бежит к массовому писателю, к массовой литературе. Почему популярен массовый жанр в России? Условия массового жанра таковы, что он не может позволить себе конфликт с читателем, он льстит ему, выражая его самого. И писатель массовый это «наш» писатель, «наш» человек. Говорит он от нашего имени, в отличие от ученого – профессионала, который является представителем определенного клана и естественно является уже чужим. Так пробивала себе дорогу литературная коммерция- мир литературы-3, где кипят страсти, бушуют конфликты; этот мир населен красотками, героями, злодеями; там спасаются, там разоряются, там убивают, там выигрывают состояния. Технология создания триллера позволяет схватить сегодняшний день. Такие романы пишутся за три месяца и еще через столько же появляются на прилавках, как горячие пирожки. Между тем создание триллера – это отдельная сложная инженерная задача, не имеющая отношение к литературе высокой и люди с развитым литературным вкусом призирают массовый жанр как примитив. Правда, в литературной коммерции встречаются имена, заслуживающие уважения - А. Маринина, таинственный Б. Акунин с интеллектуальными детективами, Павел Санаев, которому принесла известность автобиографическая повесть «Похороните меня за плинтусом, Олег Андреев, если вспомнить его знаменитые «Казино» или «Отель», относящиеся к жанру городского делового романа. Визитной карточкой литературы России последнего десятилетия стала русско-израильская писательница Дина Рубина, автор романов «Почерк Леонардо», «Синдром Петрушки», «На солнечной стороне улицы», повестей «Двойная фамилия», «Когда же пойдет снег...?, рассказов «Уроки музыки», «Цыганка» и др. Многие ее творчество относят к рыночной конъюнктуре, но языковое мастерство позволяет этой литературной гранд-даме относить себя к литературе высокой. (Массовая культура: за и против: Кр. стол/Записали В. Ковалев, Н. Маженштейн// Нева.-2003.-№9.-с.184-196).
В настоящее время формируется особое направление «гламурной литературы», или литературы «рублевки». Она показывает жизнь и систему ценностей целого класса очень богатых и знаменитых людей, который образовался в России за последние 15 лет.
Одной из самых знаменитых представительниц гламурной элиты стала Оксана Робски. Но вошла она в историю российского гламура не просто как местная «светская львица», но как автор гламурной прозы. Оксана Робски очень плодовита и наиболее известны ее романы- «Casual», «День счастья завтра», «Про Любоff/on», «Устрицы под дождем» и др.Фантастический успех у массового читателя сразу же привлек к ней внимание прессы, позволив критику Павлу Басинскому иронически разделить русскую литературу на периоды «до» и «после» Робски. Вслед за Робски поднялась целая армия последователей, имитирующих ее стиль (Арина Холина, Елена Колина, Татьяна Огородникова, Мария Павлович и другие), а также группа «оппозиционеров», пишущих в стиле «анти-Робски» (Наташа Маркович, Сергей Минаев). (Рудова, Л. Гламур и постсоветский человек: электронный ресурс / Л. Рудова.-Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_68/5149-larisa-rudova-glamur-i-postsovetskij-chelovek.html.- 2010.-04.02)
Таким образом, в России сложилось 4 литературных конъюнктуры:
1.Советская, исказившая множество текстов и судеб.
2.Антисоветская, давшая возможность писателю писать, быть публикуемым, быть читаемым благодаря направленности текстов против существующего строя. Исходной точкой считается 1956 год и появление в “Новом мире” романа Владимира Дудинцева “Не хлебом единым”. На сегодняшний день яркий представитель этой коньюнктуры- Анатолий Азольский, автор повестей “Клетка”, “Облдрамтеатр” и других произведений, посвященных главным образом послевоенным годам. Азольский работает на конкретном материале и пополняет картину эпохи развитого сталинизма новыми, выразительными штрихами. Его успех у критиков и читателей свидетельствует, что литературный “антисоветизм” - это старое, но грозное и художественно эффективное оружие.
3.Эстетская, давшая возможность писателям публиковаться и быть прочитанными, и которые имеют что сказать, но придают большое значение тому, как сказать. Вот их имена и творения: это еще раз Виктор Пелевин, Олег Павлов с романом «Карагандинские девятины», Александр Иличевский и роман « Математик»,Татьяна Толстая с романом «Кысь» или сборником парадоксов российской жизни «Изюм», Людмила Улицкая и ее роман «Даниэль Штайн, переводчик», получивший премию «Большая книга» за 2007г, Елена Колядина, вышедшая на литературную авансцену с романом «Цветочный крест», взявшему «Русский буккер» 2010г, Павел Басинский и роман, получивший 1 премию «Большой книги 2010г. «Лев Толстой. Бегство из рая», Евгений Гришковец, писатель, сценарист и актер. Список это далеко не полный…
4. Рыночная конъюнктура, отражающая железную потребность рынка. И причем писателю нужен не столько издатель, сколько спонсор, который оплатит печатание книги, после чего радость ее выхода по всей вероятности будет отражена проблемой распространения, т.к. должен быть реальный читатель. И попытки настоящих писателей выйти «на панель» не увенчались успехом. Как, например, было дело с В. Поповым, который соблюдал самобытность, если вспомнить его романы «Любовь тигра», «Ванька - встанька», «Один выстрел в конце войны», и вдруг решил перейти к рыночной экономике посредством написания романа «Разбойница». И что получилось? А получилось то, что настоящий мастер должен быть последним во всех делах, кроме своего главного. (Новиков, В. Четыре литературных конъюнктуры XXв. (к постановке вопроса)  / В. Новиков // Литературное обозрение.-1999.-№1.-С.90-94).
Что происходит с современной поэзией? Общая черта современной поэзии – исчезла идея самовыражения, исчез поиск индивидуального стиля, исчезла музыка в стихах. Музыки, конечно, может и не быть как, например, у Бродского или у Маяковского, но авторская лексика должна присутствовать, в противном случае стихи становятся одним из способов мировосприятия, как слух или как зрение, но авторское «Я» ничем непримечательно. (Работнов Н. Постный модерн»//Знамя.-2003.-№7.-с.186-195). За последние десятилетие идет испытание поэзии массой. Но опыт показывает, что всякие попытки реализовать идею массовости в поэзии саму поэзию фактически убивают- превращают ее в удобный для тиражирования проект. Но сам поэт остается без читателя. (Козлов, В. Читатель жив- и он обязывает / В. Козлов // Вопросы литературы.-2011.-март-апрель.-С.136-160). Тем не менее, хочется пропагандировать Владимира Гандельсмана, Викторию Волченко, Бориса Романова, Галину Щербову, Александра Кушнера.
Каково положение в современной драматургии на подмостках сцены? Ведь без современной пьесы, современный театр – это театр без головы. С каждым годом, выходят огромное количество пьес. Так, например, в прошедшее десятилетие среди современных пьес – лидеров по количеству постановок оказались: В. Константинов «Невеста из Парижа», М. Задорнов «Последняя попытка», А. Галин «Звезды на утреннем небе», В. Мережко «Женский стол в «охотничьем зале», Лобозеров С. «Семейный портрет с посторонним», Н. Коляда «Мурлин Мурло», Н. Птушкина «Пока она умирала», Н. Садур «Панночка», О. Богаев "Последний суп, или Продолжение преследует"(театр абсурда). Но все они не находят своего зрителя. Новые зрители не понимают «новых героев» из-за эклектики репертуара, поэтому они предпочитают «старых звезд» советских театров И ведущим театрам страны приходиться обходиться старыми запасами. Из русской классики – это Островский, Чехов, из зарубежного репертуара все также актуальны Шекспир, Мольер, Гольдони. Среди авторов пьес для детей – Е. Шварц. (Злобина А. Драма драматургии//Нов.мир.-1998.-№3). И все же среди новых театральных хитов- пьеса «Взрыв» Леонида Соколова, «Курилка», «Дикие лебеди» Ирины Новоселовой, «Внуки «Ильича» Анны Новомлинской, «Вундеркинды» Алексея Логачева, «Ключи от Лерраха» Николая Коляды.

4. МНОГОУКЛАДНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:ОСТАНОВКА ИЛИ РАЗВИТИЕ?
Подводя итоги всех споров о многоукладности современной литературы в России и постмодернизме, то это явление вполне естественное, т.к. после того, как «железный занавес» пал, можно свободно писать и творить, особенно, когда люди дико устали, от идеологической обработки. Но в то же время многоукладность и постмодернизм в России – это явление, как знак общественного неблагополучия. Во-первых, если мы что-то перенимаем с Запада, у нас все смотрится не так, в силу русского национального исхода. И постмодерн, как культурное течение на российской почве, превратился в ремесленное искусство и ориентирован на массового читателя и его потребности, а высокой литературы и искусства не осталось. Произошло падение престижа литературы; есть какие-то деятели искусства, то все они гастролируют где-то там…
Во-вторых, современные литературы, перенесли литературное противостояние в чистую политику, а на лицо отсутствие интереса к творчеству друг друга и крайние полюса мнений будут разбегаться и мельчать количественно и качественно. Между сегодняшним днем и временем «собирания камней» еще пролегает неопределимое пространство очередной русской смуты, еще возможны схватки и потасовки, возможно, еще не один самозванец «помашет шашкой» на горизонте, но время «собирания» непременно настанет, и тому, кто окажется неготовым, придется либо уйти на пенсию, либо замкнутся в гордой непонятности, либо покинуть эту страну, как было уже не раз с теми, чьи профессиональные культурные и потребительские ожидания не оправдывались…
Конечно, у нас действительно информационный потоп, литература на все вкусы. И если какой-то текст интересен, то его безусловно будут читать независимо от того, кто его написал – демократ или патриот. Но прежде, чем читать сегодняшние произведения, необходимо опираться на литературу высокую, потому что без нее невозможно понять все перипетии и особенности литературной жизни сегодня (Современная литература: Ноев ковчег?: Кр.стол // Знамя.-1999.-№1.-с.101-215).



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика