Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Современная литература: зачем и для кого? - Изучаем тех, для кого работаем


Современная литература: зачем и для кого? - Изучаем тех, для кого работаем

Индекс материала
Современная литература: зачем и для кого?
Новые книги нового века
Чтение литературы на родном языке как фактор сохранения и развития национальной культуры
Книжная культура малого города
Литературный процесс в России
Богатые писатели мира
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО?
Современный литературный процесс
Жизни устойчивый вирус
ИДЕНТИфикация
Образованные родители – успешные дети
Изучаем тех, для кого работаем
Все страницы

 

Изучаем тех, для кого работаем

Носырина Ольга Николаевна
Зав. методико – библиографическим сектором
Центральная детская библиотека
МУК ЦБС г. Рыбинска
Ярославской области


Вступление

Детское чтение, как феномен, требует обнаружения его смысла, и содержания в различных контекстах, а значит, нам необходим диалог в культуре о детском чтении. Для развития стратегии поддержки читающего ребёнка, защиты его прав в информационном обществе библиотековеды выдвигают концепцию детского чтения. Раскрытием феномена детского чтения мы подтверждаем его значимость для всех сфер развития личности в детстве – духовной, психической, физической. Диалог согласия с ребёнком о его чтении возможен при условии понимания сущности как деятельности природосообразной развитию, осознанию статуса детского чтения в культуре.
Предъявление феноменологических особенностей чтения, развития мышления о детстве, осмысление духовного опыта ребёнка и объективация его миссии в культуре – есть суть идей образования личности в меняющемся мире.
Понятие «детское чтение» указывает на специфическую область деятельности ребёнка, которую в этом случае интересно рассмотреть как органичную часть детской субкультуры. Являясь предметом исследования, «детское чтение» сознаётся как научная категория и определяется как совокупность книжных источников (детское чтение для сердца и разума), предназначенных для детей, в данном случае так же проявляется сфера творческой и научной деятельности в юном возрасте у отдельных читателей.
Но, как же влияет на традиционную концепцию детского чтения мировоззрение и ощущения современного ребёнка и подростка? Современные дети сильнее и умнее нас, у них гораздо больше возможностей. Они, так же как и мы, ищут свой смысл. Они смешные и искренние - ещё не раздавленные материальными ценностями, они быстрее нас постигают передовые технологии, но, к сожалению, более подвержены давлению СМИ. Тем, не менее, проблем у современных детей и подростков не меньше чем у взрослых. Они запуганные, и замороченные и часто подвержены различным страхам. Современными психологами даже выделена такая патология развития психики ребёнка – как школьная тревожность или высокий уровень тревожности. Дети боятся  прийти в школу с невыученными уроками, ненаписанным рефератом, не сделанной поделкой, боятся гулять в собственном дворе, боятся темноты, что папу уволят с работы, разведутся родители, взорвётся газ и т.д. Взрослые стараются сделать всё, что в их силах, чтобы защитить своих детей. Но и они бессильны перед цинизмом и прагматичностью нашего времени, которые не только активно муссируются СМИ, но и зачастую проникают на страницы современных детских книг. 
Нам, библиотекарям, часто приходится слышать общий плач, исходящий практически от всех родителей: катастрофа! Дети не читают! Мы вместе с ними вспоминаем свои детство и отрочество, когда чтение было пропуском в потрясающий мир, огромный и красочный. Когда прочитанные книги повышали нашу собственную самооценку и придавали уверенности. Но, скорее всего, и в те времена количество нечитающих детей было немалым. Просто сейчас детских развлечений гораздо больше.
Во- первых, бесконечное сидение перед телевизором и столь же бесконечное щёлканье пультом. Дети с ужасом смотрят мультфильмы, в которых зверюшки борются с глобальным потеплением и без ужаса смотрят фильмы, в которых симпатичные тётеньки радостно рубят головы самурайским мечом.
Во- вторых, компьютерные игры. Есть много развивающих игр, обучающих чтению и счёту, дающих в игровой форме ответы на десятки вопросов. Но далеко не все увлекательные игры полезные, очень много в продаже примитивных игр, навязывающих жестокость. У телевизора и за компьютером дети могут проводить много часов подряд, зарабатывая себе сколиоз и миопию. Первоклашки искренне злятся, когда в компьютерной игре им не удаётся убить очередного противника: топают ногами, кричат. Возможно и на родителей. У детей постарше почти вся речь состоит из жаргона, любые эмоции заменяют слова «отстой» и «прикол». И полная неспособность чётко и ясно выразить свою мысль.
Изучением чтения детей и подростков ЦДБ занялась в 2003 году, тогда впервые для читателей младшего школьного возраста была разработана анкета «Читатели комиксов». Цель: анализ целесообразности подписки ЦДБ на журналы «Микки-Маус» и «Бобо». В том же году, в связи с реализацией акции «Летнее чтение» во всех детских филиалах и отделениях города был произведён блиц-опрос для детей и их родителей «Ребёнок и книга». Цель: прогноз результативности акции «Летнее чтение. Рыбинск - 2003».
В 2004 г. в ЦДБ прошло анкетирование для читателей всех возрастов «Библиотека – тёплый дом?». Цель: оценка качества обслуживания глазами пользователей детских библиотек. В конце 2006 г – начале 2007 г. все детские библиотеки и отделения приняли участие в исследованиях, проводимых и разработанных методическим сектором ЦДБ в рамках года чтения и русского языка «Подросток и чтение», «Читающий ребёнок в современном информационном пространстве» и тестировании для подростков «Умеешь ли ты читать детскую литературу?». В марте – апреле 2007 года прошло анкетирование «Что такое книжкина неделя».
В среднем по российской библиотечной статистике среди способов проведения досуга у детей и подростков на первом месте стоят телепросмотры, на втором - прослушивание аудиозаписей, на третьем – времяпровождение с друзьями, просмотр фильмов и видеозаписей, на четвёртом – пользование компьютером, а чтение книг стоит всего лишь на пятом месте. Каковы же приоритеты читателей – детей библиотек г.Рыбинска?

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ «ЧИТАЮЩИЙ РЕБЁНОК В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ».
Данное анкетирование прошло во всех детских филиалах и отделениях нашего города в декабре 2006 г- январе 2007 г. и предназначалось для читателей, учащихся 2-5 классов.
Цель: определить место и значение чтения и книги в жизни и развитии читателей младшего школьного возраста, выявить их литературные пристрастия. Подготовка к семинару «Психология обслуживания читателей-детей».
В анкетировании приняли участие 515 читателей в возрасте от 7 до 10 лет.

1 Приключения 45,3%
2 Смешные рассказы 40%
3 Фантастика 37%
4 О природе и животных 36,5%
5 Сказки 30,7%
6 Ужасы 23,4%
7 Всё подряд 14%
8 Исторические 9,2%
9 Русская классика 8,7%
Девочки (57,5 %) оказались активнее мальчиков (42,5 %).
Участниками исследования стали учащиеся 25–ти школ города. Самое активное участие приняли ученики школ №№ 27, 44 и 20.

Второй вопрос анкеты был направлен на выявление любимых литературных жанров младших читателей и звучал так: «Какие книги вы любите читать?». Из девяти вариантов ответов ребёнку требовалось выбрать самые предпочитаемые им жанры.
Не дали ответа 2,4%. Один из респондентов к варианту «исторические книги» сделал приписку «про войну».
В результате мы видим, что наши читатели предпочитают «лёгкие», развлекательные жанры, однако сказка оказалась лишь на пятом месте, уступив 0,5% книгам о природе и животных. К сожалению, русская классика менее всего интересует читателей-детей. Возможно, библиотекарям необходимо напомнить о ней: оформить выставки, провести ряд мероприятий, создать программу по продвижению книг русских писателей классиков, поставив тем самым их во главу детского чтения, так как именно классика является основой формирования хорошего читательского вкуса.
3 вопрос о регулярности чтения: «Много ли ты читаешь», респонденты ответили следующим образом. Каждый день прибегают к чтению 53,1% опрошенных. Две и больше книг в месяц читают 29,9% , одну - две книги за полгода читают 13% и совсем не читают 1%. Пять человек затруднились ответить на поставленный вопрос. Таким образом, большинство из участников анкетирования читает достаточно много и регулярно для своего возраста.

4 вопрос . Какие три любимые книги ты взял бы с собой на необитаемый остров? Этот вопрос помог нам узнать любимые книги наших младших читателей. Всего участники перечислили 236 книг. При этом с ответом не справились 16,5% . Чаще всего упоминались следующие произведения:
1 Сказки 11,7%
2 Волков А.«Волшебник Изумрудного города». 6,8%
3 Кэрролл Л.«Алиса в стране чудес», Успенский Э.« Дядя Фёдор, пёс и кот» 5,3%
4 Киплинг Р.«Маугли», Твен М.«Приключения Тома Сойера»,«Энциклопедии о животных» по 4,8%
5 Рассказы Н.Носова 4,3%
6 Толстой А.«Приключения Буратино» 3,9%
7 Гофман Э.«Щелкунчик», Успенский Э.«Вера и Анфиса», Носов Н.«Незнайка на Луне», Драгунский В.«Денискины рассказы» по 2,9%
8 Гераскина Л.«В стране невыученных уроков» 2,4%
9 Толкин Д.«Хоббит», Стивенсон Р.«Остров сокровищ», Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», Олеша Ю.«Три толстяка», Ролинг Д. «Гарри Поттер», «Ночной дозор»,
Перро Ш «Красная шапочка», Носов Н.»Витя Малеев в школе и дома»,Остер Г. «Вредные советы» по 2%
10 Распэ Р.«Приключения барона Мюнхгаузена»,Носов Н. «Приключения Незнайки», Родари Д.«Приключения Чипполино»,Сказки Андерсена, Барри Д. «Питер Пен»,
Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина» по 1,4%
Среди любимых книг участников анкетирования множество произведений, которые

Среди любимых книг участников анкетирования множество произведений, которые любило и читало поколение их родителей. Скорее всего, это связано не только с тем, что родители часто советуют своему ребёнку, что следует прочесть, но и с тем, что качество книг современных детских писателей оставляет желать лучшего. Однако из классиков русской литературы не была отмечена ни одна книга. Часто упоминаются книги из современных школьных программ. Один из опрошенных вовсе отметил, что взял бы с собой на необитаемый остров «весь учебник литературы». Шестеро из опрошенных книг с собой не взяли бы, но захватили журналы «Ведьма», «Микки-Маус» и «Свирель».

5 вопрос. Попыткой выявить наличие домашних библиотек у наших читателей явился вопрос: «Есть ли у тебя дома книги? Какие?».
- Много детских и взрослых книг у большинства опрошенных 43,4%.
- В основном детские у 20,4%.
- В основном взрослые у 9,7% .
- Вариант ответа «нет книг» не отметил никто, но 8 участников не дали никакого ответа. Таким образом, у подавляющего количества респондентов дома есть домашняя библиотека.
Ответы на данный вопрос дают представление о сохранении традиций семейного чтения, для поддержания которого наличие домашней библиотеки является обязательным, но этого недостаточно – необходимо непосредственное участие родителей в процессе чтения ребёнка.

6 вопрос «Интересуются ли родители, что и как читает их ребёнок?»
- Интересуются всегда - больше чем у половины опрошенных - 54,6%.
- Иногда – у 23% .
- Вместе читают вслух с родителями всего - 9,7% .
- Часто читают книги своих детей - 5,8% .
- Не интересуются детским чтением родители 4,8 % опрошенных.
Затруднились ответить 4 человека.

7 вопрос. На вопрос «Как ты относишься к комиксам» мы получили такие ответы:
- нравятся 43,3%.
- иногда читают 29,9%.
- находят чтение комиксов удовольствием 11,7%.
- не нравятся 7,3%.
- считают, что комиксы приносят вред и это не чтение 2,9%.
- не читают комиксы 7,8%.
Достаточно больное количество наших респондентов попало под влияние так называемой «клиповой культуры». О вреде или пользе комиксов можно спорить до бесконечности. Особого вреда от них не будет, если чтение комиксов не станет доминирующим и полностью не вытеснит полноценное чтение.

8вопрос. Каким образом младший школьник ориентируется в библиотеке и кто больше всего помогает ему сделать выбор?
- 53,6% респондентов предпочитают выбирать книги самостоятельно.
- 30,2% по совету родителей.
- 29,7% по совету учителей.
- 23% по рекомендации библиотекаря.
- 15,6% по совету друзей.
Не дали ответа 2 человека.
Таким образом, наши читатели при выборе книг в библиотеке полагаются на свои вкусы и интуицию. Мнение родителей и учителей отходят на вторую и третью позиции. Мнение библиотекаря занимает лишь четвёртое место. Возможно, у некоторых библиотекарей слабо налажен личный эмоциональный контакт с читателями, слабо ведётся индивидуальная работа, а такая эффективная форма массовой работы как обзор проводится редко. А ведь именно качественно и профессионально сделанный обзор во многом определяет, захочет ли ребёнок прочитать ту или иную книгу или поставит её обратно на полку. Мнение и совет друзей в выборе книги занимает последнюю позицию. Это означает лишь одно – современные дети разучились говорить друг с другом о книгах. Сейчас стало модным обсуждать новые компьютерные игры и новинки шоу-бизнеса, но не разговаривать о прочитанном. Активное возвращение детской библиотеки к такой форме работы как громкие чтения и обсуждения книг, организация читательских конференций помогут исправить сложившуюся ситуацию.

9 вопрос «Какое место занимает чтение в жизни наших детей?» Участники анкетирования считают, что чтение это:
- часть учёбы – 59,5%.
- необходимая часть жизни – 43,4%.
- развлечение – 19%.
- зря потраченное время – 1,9% .
Не ответил один участник. Для большинства наших читателей чтение – неотделимая часть образования и необходима для жизни, но оно остаётся деловым, тогда как развлечение и отдых в нём видят всего 19% опрошенных.

10 вопрос «Чем занимаются помимо учёбы наши читатели?»
- посещают кружки и секции 61%.
- музыкальную школу 17,5%.
- художественную школу 9,7%.
- негде не занимаются 17,5%.

11 вопрос «Любимые занятия младших читателей в свободное время».
Место Хобби %отношение
1 Чтение 48,7%
2 Прогулки 48,2%
3 Игры 37%
4 Просмотр телепрограмм 34,6%
5 Общение с друзьями 30,2%
6 Общение с компьютером 29,2%
7 Ходить в гости 23,4%
8 Слушать музыку 21,9%

Чтение у наших читателей любимое занятие. Общение с компьютером и просмотр телепередач уступают первые позиции прогулкам и играм. Дети в этом возрасте более подвижны, у них сильно развита потребность в прогулках и играх, как способе освоения окружающего мира. Компьютеру не удалось занять лидирующие позиции в любимых занятиях наших читателей. Но скорее всего такой результат мы получили благодаря не вполне благополучной социально – экономической обстановке в нашем городе и достаточно низкому уровню заработной платы, т.к. далеко не каждая семья имеет возможность приобрести ребёнку компьютер. 

12 вопрос: «Может ли компьютер заменить книгу»
- половина (50,2%) респондентов ответила отрицательно.
- когда как – считают 30,2%.
- компьютер удобнее и даёт больше информации, он заменит книгу - считают 16,5%.
Затруднились ответить 5 человек.

Итог анкетирования «Читающий ребёнок в современном информационном пространстве» можно считать положительным, так как у наших младших читателей достаточно развита потребность в книге не только как в источнике информации, но и как в необходимом спутнике жизни. Книга занимает первую позицию в списке любимых занятий читателей - детей, и наша задача – не позволить им в дальнейшем утратить интерес к книге и чтению.

Давая определение категории «подростковое чтение», его можно определить как большую, важную и неотъемлемую часть чтения детского, т.е. его продолжение. Детское чтение – в широком смысле – это произведения художественной, научно – художественной, научно – популярной литературы и художественной публицистики, читаемые детьми и подростками. В более узком специальном значении – это педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. Из книг, которые читают дети и подростки, они черпают определённое миропонимание, книги вырабатывают у них определённые нормы и стили поведения. В юном возрасте человеку присуще образное видение мира, живость воображения, жажда необычного, неиссякаемая любознательность. В подростковом возрасте читателя начинают интересовать социальные и интимные взаимоотношения детей. Подростка, особенно девочек, привлекает романтика человеческих отношений. Для мальчиков этот возраст – период поиска героя, и важно, чтобы герой нёс в себе положительную энергетику. Художественное произведение воспринимается подростком по – иному, чем в детстве. Оно теряет свою одномерность, приобретает в глазах читателя присущую ему сложность и глубину, ещё далеко не во всём понятную, но явственно ощутимую. На данном этапе формирования подростка как читателя актуален вопрос «лёгкого» и «серьёзного» чтения. Создаётся некое противостояние, по одну сторону которого становятся специалисты, одобряющие «чтиво», мотивирующие своё одобрение  тем, что это всё равно какое-никакое чтение. По другую сторону – противники лёгкого чтения, считающее, не заставляющее работать душу, мозг и воображение никчёмным, бесполезным и вредным. Тем не менее, если подросток в 13-15 лет уже имеет свой духовный багаж из любимых книг и круг его литературных пристрастий ярко очерчен, «лёгкое» чтение не принёсёт ему никакого вреда.
Психология читателя подросткового периода такова, что в этом возрасте ему остаются интересны приключенческие, фантастические книги, в том числе и сказки. Но читая эти произведения, подростки следят исключительно за фабулой повествования. Характеры героев, глубина содержания, этические качества, нравственное направление – жизненная реальность – всё это нередко ускользает от внимания читателя (т.е. книга не воспринимается им как произведение искусства). Навыки же вдумчивого, серьёзного, критического чтения вырабатываются постепенно. Этому способствует сложившаяся в детстве привычка перечитывать уже знакомые книги. Подросток охотно возвращается к книге, понравившейся в детстве, стараясь глубже проникнуть в её содержание. Если же ему попадается даже хорошая книга, но очень «взрослая» и серьёзная, она может произвести на него впечатление скучной, и это впечатление может остаться надолго, помешать ему вернуться к ней в своё время и правильно оценить её достоинства.
Воспитание культуры чтения имеет первостепенное значение в подготовке юного читателя, к серьёзной работе над книгой в будущем. Следует приучать подростка интересоваться её предисловием, аннотацией, комментариями к книге – воспринимать её во всём комплексе. Всё это поможет подростку понять подлинное богатство книги, соотнести прочитанное с жизнью. Здесь необходимо возрождение библиотечных уроков, которые для повышения популярности подобной формы библиотечной деятельности можно комбинировать с такими формами массовой работы, как обзоры, премьеры книги, беседы и т.д. Можно включать библиотечные уроки в программу Дней информации. Методические разработки помогут сделать из библиотечных уроков для детей и подростков настоящий праздник встречи с книгой.
Чтение для всех, а особенно для детей и подростков – это путь к знаниям, образованию, профессионализму, нравственности. И эта истина должна передаваться от поколения к поколению как мудрое, неопровержимое напутствие.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ - ПОДРОСТКОВ«ПОДРОСТОК И ЧТЕНИЕ».
В конце 2007 года во всех детских библиотеках и отделениях города проходило анкетирование для читателей-подростков, учащихся 5-9 классов.
Тема анкетирования: «Подросток и чтение».
Цель анкетирования: Определить место и значение книги и чтения в жизни современного подростка. Подготовка к семинару «Проблемы чтения подростков. Прогноз на будущее».
В анкетировании приняли участие 450 читателей в возрасте от 10 до 17 лет.
Из них 68% девочки и 32% мальчики. Такой гендерный разрыв объясняется тем, что девочки более открыты, охотнее идут на контакт, любят подробно сообщать о своих интересах и предпочтениях. В раннем подростковом возрасте среди девочек, как правило «входят в моду» всевозможные «анкеты для друзей и подруг», «анкеты с секретами» и т.д. Таким образом, анкетирование принимается ими как увлекательная игра и прекрасный способ общения.

1. Участниками исследования стали ученики из 27-ми школ города. Самое активное участие приняли подростки из школы №44 (29% опрошенных), школы № 35 (7,6%), гимназии №8 и школы № 37 (по 7,1%). Это объясняется активностью библиотекарей филиалов №8, 17 и 12, которые сумели распространить большее количество анкет среди своих читателей.
Возраст участников анкетирования:
10 лет 4,5%
11 лет 12,7%
12 лет 15,2%
13 лет 26,4%
14 лет 21,8%
15 лет 13,2%
16 лет 2%
17 лет 2,5%

Активнее были подростки в возрасте 13 и 14 лет. Это тот самый период взросления, когда дети по тем или иным причинам перестают посещать библиотеку, начинают меньше читать.

2 вопрос «При поиске необходимой информации современные подростки предпочитают обращаться»:
1. Книга 86,2%
2. Газеты и журналы 21,3%
3. Другие источники 17,2%
4. Интернет 12,7%
5. Телевидение 10,6%
6. Радио 3%

Многие респонденты указывали сразу на два и более источника информации, к которому они обращаются в повседневной жизни. Книга занимает первое место, а Интернет всего лишь четвёртое. Это объясняется большей доступностью книги в условиях нашего города. Периодика, как мы видим, занимает вторую позицию.

3 вопрос «Какое место в вашей жизни занимает книга и чтение?» Ответы распределились следующим образом:
1. Я всегда нахожу место для книги. 43,6%
2. Я читаю редко 38,6%
3. Я не могу обойтись без книги 13%
4. Я не люблю читать 5,5%
Затруднился ответить 1 человек. Большинство подростков находят время для общения с книгой, однако достаточно большой процент таких, кто читает редко.

4вопрос «С какой целью вы обращаетесь к книге?»
1. Выполнение уроков 63,5%
2. Узнать новое 42,1%
3. Развлечение, отдых 38,6%

Затруднились ответить 2 человека. У подростков преобладает деловое чтение, чтение для отдыха и души отходит на третью позицию. Это может быть связано с усложнением школьной программы и с увеличением нагрузок.
5 вопрос «Какие книги вы предпочитаете?»
1. Приключения 50%
2. Мистика, фэнтези 35%
3. Природа, животные 30%
4. Детектив 22,8%
5. Зарубежная литература 17,8%
6. Сказки 15,2%
7. Исторические повести, о войне 13%
8. Современный роман 9,6%
9. Русская классика. 9,1%
Любовный роман. 9,1%

Самым популярным жанром у подростков остаются приключения и фэнтези. Книги о природе и животных – на третьем месте. Последнюю позицию делят русская классика и любовный роман.

6 вопрос «Ваш любимый писатель»
Не назвали - 13,7%.
Много любимых писателей у 4,6% опрошенных.
Рейтинг популярности писателей среди подростков:

1 А.С.Пушкин 37%
2 Дж.Роулинг 5%
3 М.Ю. Лермонтов 4%
4 А. Конан-Дойл, Л.Н. Толстой по 3%
5 Н.В. Гоголь, Д.Емец по 2,5%
6 Толкиен Д., В.Драгунский,Ж.Верн по 2%
7 М.Булгаков, Э.Успенский,А.С.Грибоедов,
М.А.Шолохов, А.В. Жуковский по 1,5%
8 Т.Шилова, М.Твен, Д.Донцова, Е.Вильмонт,У. Шекспир, С.Михалков, Г.-Х. Андерсен,А.Лукьяненко, Н.Носов по 1%

Всего респондентами названа 121 фамилия русских и зарубежных детских и взрослых писателей. Среди них есть как классики (С.Есенин, А.Дюма, Н.Некрасов, Л.Кэролл и др.) так и современники (Л.Симонова, В.Лиханов В.Пикуль Дж.Лукас и т.д.) Всего один респондент ответил на поставленный вопрос «не знаю». Анализируя этот пункт исследования, нельзя не заметить, что при общей непопулярности среди респондентов жанра «русская классика» (как показал предыдущий вопрос), первое место среди любимых писателей занял А.С.Пушкин, 3,4,5 – М.Ю. Лермонтов, Л.Н.Толстой, Н.В. Гоголь, а так же неоднократно упомянуты А.С. Грибоедов, Н.В. Жуковский. И это настораживает, т.к. скорее всего любимый писатель многими из опрошенных подростков указывался бездумно, по принципу последней прочитанной книги, и книга эта – часть школьной программы. 
7 вопрос «Какие журналы вы любите читать?»
24,3% опрошенных дали ответ «никакие».
7,1% предпочитают разные журналы.
Рейтинг популярности журналов среди подростков:
1 «Маруся» 8,1%
2 «Все звёзды» 7,6%
3 «Cool» 6%
4 «Yes» 4%
5 «Юный эрудит»,«Лиза» по 3,5%
6 «Молоток»,«Том и Джерри», «Гламур» по 3%
7 «Микки-Маус»,«Мурзилка», «Простоквашино», «Девичьи слёзы», «Игромания» по 2%
8 «OOPS», «Bravo», «Сделай сам» по 1,5%
9 «Даша», «Барби», «Весёлые уроки», «Тошка и Ко», «Мне 15», «Штучка», «Вокруг света», «Автомотоспорт» по 1%
Затруднился ответить на вопрос 1 участник анкетирования.
Всего респондентами было перечислено 62 названия журналов.
Рейтинг показал, что призовые места в предпочтениях подростков занимают журналы развлекательного характера, вытесняя на дальние позиции научно-популярные и литературно-публицистические журналы.

8 вопрос «Какая книга вам запомнилась больше всего?»
10,6 % ответили - «никакая». 3 человека утверждают, что им запомнилось много книг, не указывая конкретные.
Рейтинг популярности книг среди подростков:
1 Ролинг Д. «Гарри Поттер» 7,6%
2 Пушкин А.С. «Капитанская дочка» 5%
3 Гоголь Н.В. «Ревизор» 2,5%
4 Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Волков А. «Волшебник Изумрудного города», Дойл К.«Приключения Шерлока Холмса». по 2%
5 Верн Ж «Таинственный остров»,«Двадцать тысяч лье под водой». по 1,5%
6 Шекспир В. «Ромео и Джульетта», Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке», Каверин А. «Два капитана»,Стихи А.С.Пушкина, «Дубровский», Булгаков М.«Мастер и Маргарита», Шолохов М. «Они сражались за Родину», Толкин Д.»Властелин колец», Толстой Л.Н. «Война и мир», «Детство»,Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», Маккалоу «Поющие в терновнике», Тургенев И. «Му-Му», Паскаль Ф «Школа в ласковой долине»,«Тысяча и одна ночь», Драгунский В.«Денискины рассказы» по 1%
Всего участниками анкетирования было названо 105 книг.
9 вопрос « Знаете ли вы писателей Ярославской области?» Перечислите.
78,6% опрошенных не знают таких. 19,8% ответили на вопрос утвердительно. Ими были названы: Н.А.Некрасов (11,6%), Л.Ошанин (5,5%), Л.Марасинова (3,5%),И.Суриков(2,5%), М.Рапов (2%). К сожалению, писатели родного края неизвестны большинству опрошенных подростков. В связи с этим библиотекам рекомендовано активизировать работу по литературному краеведению. Вероятно, что в школах такая работа ведётся слабо.

10 вопрос «Как вы думаете, сохранятся ли в будущем книги в своём традиционном виде?»
На этот вопрос затруднились ответить 40% опрошенных.
1 Книга останется прежней 40%
2 Книги заменит Интернет 8,6%
3 Книги заменят другие источники информации. 7,6%

Во втором блоке анкеты читателям предстояло согласиться или опровергнуть следующие суждения:
1 В наше время книги читать необязательно: всё что нужно, можно найти в других источниках. 26,3% 69,5% 4%
2 Без книги невозможно воспитать культурного человека. 76,6% 19,8% 3,5%
3 В каждой семье должна быть домашняя библиотека 83,8% 10,1% 6%
4 Всё, что пишется в книгах устарело, и не нужно современному человеку 6% 84,7% 9,1%
5 Я знаю много людей, которые прекрасно живут без книги 26,3% 70,5% 3%
6 Я обойдусь без библиотеки 2,5% 94,4% 3%

Результаты анкетирования «Подросток и чтение », выявили у читателей позитивное отношение к книге и чтению. Они осознают важность чтения, как части образовательного процесса и стараются часто прибегать к книге в поисках нужной информации. В условиях нашего города при дальнейшей грамотном и профессиональном подходе библиотек к проблемам подросткового чтения и интересно выстроенной работе, можно надеется, что мы не потеряем в читателей подростковой группы.

АНАЛИЗ ТЕСТИРОВАНИЯ «УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ЧИТАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ».
Тестирование можно рассматривать как приложение к анкете «Подросток и чтение». Оно проходило в январе- феврале 2007 г. в детских филиалах и библиотеке семейного чтения (ф.8). Автор теста И.И.Тихомирова создатель знаменитой методики «Школа творческого чтения».
Тестирование прошли учащиеся 5-9 классов в рамках библиотечных мероприятий и классных часов. Приняли участие 420 подростков из 15 школ города. Самыми активными оказались читатели ф.№14 (174 человека).

Цель: Выявить отношение подростков к художественной литературе, помочь им сориентироваться в своих ощущениях, которые даёт общение с книгой, помочь подростку оценить себя как читателя.
Для начала мы проанализировали увлечения подростков, с целью выявить на каком месте у них находится чтение:
1 Спорт 25%
2 Музыка 15,7%
3 Чтение 13,5%
4 Компьютер 12,3%
5 Танцы 5,7%
Подростками было приведено 52 вида увлечений из самых различных областей деятельности человека. У 12,6% увлечений нет. Чтение оказалось на третьем месте, совсем немного ему уступил компьютер.
10-15 баллов набрали 48% опрошенных. Почти половину наших подростков мы можем назвать идеальным читателем.
15-25 баллов набрали 48,5% опрошенных. Их можно назвать талантливыми читателями.
26-30 баллов набрали 1,4% опрошенных. Всего 6 человек можно назвать поверхностными читателями, которыми надо трудиться над собой, чтобы научиться получать удовольствие от прочтения художественных книг.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ  «ЧТО ТАКОЕ КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ?».
Наиболее значимая форма библиотечной деятельности по продвижению книги и чтения - организация и проведение Недели детской книги, которая активизирует появление у детей нового стимула к чтению, особенно к чтению внепрограммному, чтению «для души». Праздник книги и чтения не только позволяет объединить читателей с различными интересами и разным уровнем подготовки, но и всегда создаёт атмосферу диалога – читатель – библиотека. Одной из форм такого диалога стало исследование читательского отношения к ежегодной акции Неделя детской книги. Анкетирование «Что такое Неделя детской книги» проводилось в детских библиотеках и отделениях в дни Недели детской книги-2007. Цель: Проанализировать эффективность традиционной акции Неделя детской книги, взглянуть на неё глазами читателей.

В анкетировании приняли участие 270 читателей детских библиотек и отделений. Из них – 40 % мальчиков и 60% девочек из двадцати семи школ города.
На вопрос «Любишь ли ты читать?» респонденты ответили:
ДА- 79,2 %, НЕТ – 0, 6 %, ИНОГДА – 26,6 %
«Бывал ли ты когда- нибудь на библиотечном празднике Неделя детской книги?» ДА – 64% НЕТ – 17,5 % НЕ ПОМНЮ- 18,2 %
На вопрос «Вспомни название книг или имена писателей, которым были посвящены Недели детской книги в нынешнем, прошлом или позапрошлом году» 48% ответили – А. Л. Барто (Неделя - 2006), 36% - назвали писателей – юбиляров 2007 г. и их книги, остальные упомянули Андерсена и Михалкова, которым были посвящены Недели детской книги прежних лет. 
На вопрос «В каком году возникла традиция отмечать Неделю детской книги?»:
в 1900 - 3,8 % , в 1961 - 16,2 % , в 1943 - 63% ,в 2000 - 13%,
затруднились ответить 6,5 %.
На вопрос «Кто из детских писателей был первым организатором Недели детской книги»: 
А. Барто – 35 %, С. Михалков- 24,6 %, А. Гайдар – 15,5 % ,Л. Кассиль – 33%
Вопрос «Хотел бы ты, чтобы Неделя детской книги проводилась в твоей библиотеке каждый год?»
ДА - 74% , НЕТ – 2,5%, МНЕ ВСЁ РАВНО - 13% , НЕ ЗНАЮ – 7,7%
«Что такое Неделя детской книги?» Подумай и напиши о ней небольшое сочинение. Все участники анкетирования написали небольшие отзывы о Неделе детской книги. Все они могут свестись к нескольким утверждениям:
- Неделя детской книги – это праздник. Так утверждают 63% опрошенных
- Неделя детской книги всегда посвящена какому-нибудь писателю или книге, - считают 47 %.
- Неделя детской книги – проверка чтения. Так думают 11 % респондентов.
Я думаю, что Неделя детской книги- это день рождения книги и её авторов». Неделя детской книги проводится каждый год. Мне нравится ходить на её мероприятия. В этом году она была посвящена Александру Милну. Нам показывали сказку «Винни – Пух и все –все- все». Мне очень понравилось!» Кудрявцева Алёна, школа 35, 4 «А».
«Неделя детской книги – это то, где мы проверяем свои знания об авторах и книгах и узнаём много нового. И мы проверяем сплочённость коллектива». Николаева Оля, школа 24, 5 «А».
«Это праздник книги. Праздник нужно проводить!» Горлов Слава, школа 24, 4 «Б».
В целом, результаты анкетирования положительные, за исключение знания читателями истории возникновения Недели детской книги. Здесь необходимы доработки.

АНКЕТИРОВАНИЕ «ДЕТСКИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ КАК ЧИТАТЕЛЬ».
Детский библиотекарь – уникальная профессия, связанная не только с совершенствование профессиональных качеств, но и с воспитательной, просветительской деятельностью, с педагогикой, психологией, различными видами искусств, словесным творчеством, актёрским мастерством и т.д. Не требует доказательств утверждение, что успешная разработка и тем более осуществление проектов и программ поддержки детского и подросткового чтения может дать положительный результат в том случае, если он реализуется профессионально подготовленными и эрудированными библиотечными кадрами, способными проникать в проблемы детского чтения и решать их. С целью выявить литературные пристрастия и степень потребности в книге и самообразовании библиотекарей, работающих с детьми, в конце 2006 – начале – 2007 года прошло анкетирование «Детский библиотекарь как читатель».

Анкетирование проводилось в феврале 2007 года для библиотекарей, работающих с детьми. В нём приняли участие 30 специалистов нашей системы.
На вопрос «Вы предпочитаете: книги, журналы, газеты» респонденты ответили следующим образом:
- книги, журналы, газеты предпочли 7 опрошенных.
- книги и журналы – 6
- только книги – 8 человек
- книги и газеты – 2 человека
- только журналы – 3 человека

Вопрос «Укажите примерное количество книг, прочитанных в течение этого года:
более 150 – 1человек, 40-50 – 3 человека, 25-30 - 5 человек, более 10 – 11 человек, менее 10 – 6 человек
Вопрос «С какой целью Вы чаще всего обращаетесь к чтению»:
самообразование - 15 человек, знакомство с новинками – 9 человек
отдых, удовольствие – 25 человек, профессиональная необходимость – 20 человек.
Таким образом, мы видим , что для большинства наших специалистов чтение – это, прежде всего удовольствие.
4 вопрос «Какие книги вы предпочитаете?»:
прозу- 16 человек, русскую классику- 13 человек, исторический роман – 12 человек, энциклопедии – 10 человек, приключения – 9 человек,
любовный роман – 8 человек, детективы – 7 человек, фэнтези –6 человек,
поэзию – 6 человек, современный зарубежный роман – 2 человека.
5 вопрос «Ваши любимые писатели?» Всего названо 55 авторов.
У двоих респондентов нет любимого писателя. Пушкин А.С. – 5 человек, Чехов А.П. – 4 человека, Достоевский Ф.М. – 3 человека, Донцова Д – 3 человека, Гоголь Н.В, Зощенко М., Ф. Саган, С.Кинг, Д. Макнотт,
С. Есенин, И .Бунин – 2 человека.
6 вопрос « Какая книга в последнее время произвела на Вас впечатление?» Респондентами перечислено 17 названий книг. 10 человек дали ответ «никакая».Всего названо 17 книг, среди которых чаще упоминаются Б. Акунина, П. Коэльо, Д.Брауна «Код Да Винче» и «Ангелы и демоны». «На меня все книги, которые я читаю производят впечатление. Иначе я их и не читала бы», - утверждает одна из участниц анкетирования.
7 вопрос «Какие журналы и газеты Вы читаете?» Перечислено 55 названий периодических изданий.
«Рыбинские известия» - 7 человек, «Чудеса и приключения» - 6 человек,
«Смена» - 5 человек, «Комсомольская правда» - 4 человека,
«Домашний очаг» - 4 человека. Так же часто упомянуты журналы «Лиза», «Вокруг света», «Крестьянка», «Библиотека».
8 вопрос «Как часто Вы обращаетесь к профессиональной литературе?»
каждый день - 4 человека, каждую неделю – 13 человек, раз в месяц – 6 человек, 1-2 раза в год – 5 человек.
9 вопрос «Какими источниками информации о книгах Вы пользуетесь?»
профессиональные источники – 11 человек, советы коллег и друзей – 25 человек. реклама – 4 человека , библиографические указатели- 4 человека.
Можно сделать вывод, что библиотекари активно обсуждают между собой прочитанные книги и поэтому, при выборе литературных произведений опираются чаще всего на советы коллег или друзей.
10 вопрос «Сколько времени на чтение ежедневно Вы тратите?»
менее часа - 2 человека, 1-2 часа – 20 человек, более 3-х часов – 5 человек
11вопрос «Нужна ли Вам компьютерная грамотность?» 
Да – 27 человек, Нет – 3 человека
12вопрос «Предпочитаете ли Вы чтение просмотру телепередач?»  
Да – 24 человека , Нет – 6 человек
13вопрос «Как вы относитесь к телесериалам и ток шоу?»
положительно – 6 человек, отрицательно- 6 человек, их надо запретить – 3 человека, мне всё равно – 15 человек
14вопрос «Считаете ли вы, что в ближайшем будущем Интернет заменит библиотеки?»
да – 1 человек, никогда – 17 человек, такое возможно – 11 человек
15вопрос «Сообщите немного о себе: образование»:
высшее – 16 человек, среднее специальное – 13 человек, среднее 1 человек.
библиотечный стаж:
менее 5 лет – 6 человека, 5- 10 лет – 12 человек, 10 – 20 лет – 4 человека
свыше 20 лет – 8 человек
Хобби, увлечение: участниками названо 19 различных увлечений, среди которых чаще всего упоминается рукоделие, чтение, отдых на природе, цветоводство, кулинария, музыка, кроссворды. Таким образом мы видим, что специалисты работающие с детьми любят книгу, всегда готовы к изучению новинок, самообразованию. Они всесторонни, но предпочитают серьёзную литературу и традиционные периодические издания.

ОПРОС «Методическая служба:  роль в деятельности детской библиотеки».

Опрос проводился в сентябре 2007 в рамках практикума «Создание и презентация комплексно – целевых программ в детских библиотеках» показал, что остаются востребованными методические учёбы и рекомендации по всем основным направлениям деятельности библиотек, особенно по правовому воспитанию, сценарии массовых мероприятий и библиотечных уроков, консультации по отчётности и планированию, методические дни, посвящённые методическим и библиографическим новинкам.
Социологические исследования читательской аудитории помогают не только проконтролировать эффективность работы детских библиотек, посмотреть на неё глазами читателей, но и скоординировать их дальнейшую деятельность в плане поддержки детского и подросткового чтения. В 2008 году методическим сектором ЦДБ в рамках года семьи пройдут анкетирования для читателей и их родителей «Особенности семейной среды и готовность детей и родителей к семейному чтению» и «Читают ли Ваши дети?»

Приложение 1

АНКЕТА

«Читающий ребёнок в современном информационном пространстве».
Уважаемые читатели, просим Вас принять участие в анкетировании.
1.Ссообщи немного о себе: школа №______класс______возраст ______
имя, фамилия__________________________________________
2.Какие книги ты любишь читать?
- о природе, животных - приключения
- фантастику - исторические
- о технике, компьютерах - смешные рассказы
- сказки - русских писателей
- ужасы - всё подряд.
3. Много ли ты читаешь?
- каждый день - 2 и больше книг в месяц
- 1-2 книги за полгода - совсем не читаю.
4. Какие 3 любимые книги ты бы взял с собой на необитаемый остров? ___
5. Есть ли у тебя дома книги, какие?
- в основном детские - в основном для взрослых
- много детских и взрослых книг - нет книг.
6. Интересуются ли твои родители, что ты читаешь?
- да, всегда - нет
- часто читают мои книги - вместе читаем вслух - иногда.
7. Как ты относишься к комиксам?
- нравятся - не нравятся
- иногда читаю - они приносят вред, это не чтение
- это удовольствие - не читаю.
8. Ты выбираешь книги по совету:
- библиотекаря - учителя
- родителей - друзей - выбираю сам.
9. ты считаешь, что чтение это:
- часть учёбы - развлечение
- зря потраченное время - необходимая часть жизни.
10. Ты занимаешься:
- в музыкальной школе - в художественной школе
- кружке, секции - нигде.
11. В свободное время ты любишь:
- смотреть телевизор - гулять
- общаться с компьютером - читать
- слушать музыку - играть
- общаться с друзьями - ходить в гости.
12. Как ты думаешь, компьютер может заменить книгу?
- да, он удобнее и даёт больше информации, за ним будущее.
- нет, книгу ничто не заменит.
- когда как.
Благодарим за искренние ответы!
.

Приложение 2

АНКЕТА «ПОДРОСТОК И ЧТЕНИЕ».

Сообщите немного о себе: школа №_____класс____возраст_____фамилия, имя_______________
2. При поиске необходимой информации Вы обращаетесь к:
- телевидению - книге
- радио - газетам, журналам
- Интернету - другим источникам.
3. Какое место в Вашей жизни занимают книги и чтение:
- я не могу обойтись без книги - я всегда нахожу время для книги
- я читаю редко - я не люблю читать.
4. С какой целью Вы обращаетесь к книге:
- с целью выполнения уроков - с целью развлечения, отдыха
- чтобы узнать новые факты.
5. Какие книги Вы предпочитаете:
- детектив - историческая повесть
- книги о войне - книги о природе, животных
- мистика, фэнтези - приключения
- сказки - поэзия
- русская классика - зарубежная литература
- современный роман - любовный роман.
6. Ваш любимый писатель?____________________.
7. Какие журналы вы любите читать?____________________________
8. Какая книга Вам запомнилась больше всего? ___________________
9. Знаете ли Вы писателей Ярославской области? Да. Нет. Перечислите_____________________________________
10. Как Вы думаете, сохранятся ли в будущем книги в своём традиционном виде:
- книги заменит Интернет
- книги заменят другие источники информации
- книга останется прежней
- затрудняюсь ответить.
Благодарим Вас за ответы. И последнее, согласны Вы или нет со следующими суждениями:
1. В наше время книги читать необязательно: всё что нужно, можно найти в других источниках. Да. Нет.
2. Без книги невозможно воспитать культурного человека. Да. Нет.
3. В каждой семье должна быть домашняя библиотека. Да. Нет.
4. Всё, что пишется в книгах, устарело и не нужно современному человеку. Да. Нет.
5. Я знаю много людей, которые прекрасно живут без книг. Да. Нет.
6. Я обойдусь без библиотеки. Да. Нет.

Благодарим Вас за искренние ответы!

Приложение 3.

ТЕСТ «Умеешь ли ты читать художественную литературу?»

Дорогой друг, просим тебя принять участие в тестировании. Ты уже прочитал немало книг, и научных и художественных. Уносился в другие миры, узнал о жизни разных людей, окунулся в сложный мир знаний. Замечал ли ты, что чтение художественной литературы отличается от чтения научно-познавательной книги? Задумывался ли над этой разницей? Оценивал ли себя как читателя? Вопросы теста помогут тебе мыслить в данном направлении. Прочти вопросы и отметь подходящие для тебя ответы.
Для начала сообщи о себе:
твой возраст_________________
школа_____класс______
твоё увлечение________
Быстро ли ты читаешь художественную литературу?
а) моментально «проглатываю»
б) по-разному
в) медленно, вдумчиво.
2. В какой обстановке ты обычно читаешь книги?
а) в шумной
б) в любой
в) в тишине
3. Перечитываешь ли ты книги?
а) часто
б) никогда
в) редко
4. Интересует ли тебя внутренний (душевный) мир героев книг?
а) главное для меня - действие, сюжет
б) для меня это самое главное в художественной литературе
в) иногда задумываюсь над этим.
5. Переживаешь ли ты описанные автором события?
а) бывает, и радуюсь, и грущу
б) никогда не реагирую, ведь всё это выдумка
в) иногда, в особо захватывающих местах
6. Возникает ли у тебя образное представление читаемого?
а) создаются в воображении целые картины, пейзажи
б) иногда вижу персонажей как живых
в) никогда
7. Соотносишь ли ты читаемое со своим личным жизненным опытом?
а) всегда сравниваю героев с собой, их поведение со своим поведением
б) иногда, когда ситуации похожи
в) нет, книжные герои далеки от реальности, нет ни одного похожего на меня
8. Интересны ли тебе авторы художественных произведений как личности и художники?
а) всякий раз это встреча с интересным человеком
б) обращаю внимание только на знаменитых писателей
в) автор мне не важен, была бы книга интересная.
9. Пропускаешь ли ты описание природы?
а) да, они только отвлекают от сюжета
б) иногда задерживаю на них внимание
в) никогда, так как они помогают лучше постичь глубину происходящего.
10. Придумываешь ли ты продолжение прочитанного?
а) часто проигрываю в себе разные ситуации
б) нет, это дело писателя
в) иногда, в случае занимательного сюжета.

Подсчитаем баллы:
№ вопроса а б в
1 3 2 1
2 3 2 1
3 1 3 2
4 3 1 2
5 1 3 2
6 1 2 3
7 1 2 3
8 1 2 3
9 3 2 1
10 1 3 2


10-15. Мы можем поздравить тебя - ты идеальный читатель: читатель-художник и мыслитель одновременно. Ты наблюдателен, эмоционален, способен к сопереживанию и мысленному перевоплощению. Ты чуток к внутреннему миру людей. У тебя богатое воображение и неординарное мышление.
15-25. У тебя есть определённый читательский талант. Может быть, тебе не хватает внимательности и более глубокого анализа прочитанного. Хотелось бы пожелать тебе хороших книг на твоём читательском пути, которые бы целиком, без остатка захватили тебя и вошли в твою жизнь навсегда.
26-30. Ты читаешь художественную литературу довольно поверхностно и с большей скоростью, чем научную. Очевидно, тебе ещё не попалась книга, которая бы полностью погрузила в себя, заставила задуматься, вчитываться ещё, ещё раз. Сделай усилие – возьми в руки хотя бы небольшой рассказ и прочитай его, не пропустив не одного слова, ловя между строк образ автора.
Может быть, тебе откроется чудесный мир, полный жизни и красоты. Попробуй, ведь надо когда-то начинать думать, чувствовать, страдать.
Для этого и существует художественная литература.


Приложение 4.


АНКЕТА «Что такое Неделя детской книги?»

(для читателей 2-6 классов).
Дорогой друг! Библиотеки города просят тебя принять участие в анкетировании. Внимательно прочитай вопросы и постарайся ответить на них.
Сообщи немного о себе:
Школа_________класс_______фамилия, имя________________.
1. Любишь ли ты читать: (Выбери свой вариант ответа)
ДА НЕТ ИНОГДА
2. Бывал ли ты когда - нибудь на библиотечном празднике Неделя детской книги? (Выбери свой вариант ответа)
ДА НЕТ НЕ ПОМНЮ.
3. Вспомни название книг или имена писателей, которым были посвящены Недели детской книги в нынешнем, прошлом или позапрошлом году. (Впиши их в анкету, а если не помнишь - поставь прочерк).
4. В каком году возникла традиция отмечать Неделю детской книги: (Выбери свой вариант ответа).
В 1900 в 1961 в 1943 в 2000.
5. Кто из детских писателей был первым организатором Недели детской книги: (Выбери свой вариант ответа)
С. Михалков А. Барто А. Гайдар Л. Кассиль.
6. Хотел бы ты, чтобы Неделя детской книги проводилась в твоей библиотеке каждый год? ДА НЕТ МНЕ ВСЁ РАВНО НЕ ЗНАЮ
8. Что такое Неделя детской книги? Подумай и напиши о ней небольшое сочинение. _______________________________________________________
Спасибо за ответы!

Приложение 5.

АНКЕТА «Детский библиотекарь как читатель»

Уважаемые коллеги! Просим Вас принять участие в анкетировании.
1. Вы предпочитаете: книги, журналы, газеты.
2.Укажите примерное количество книг, прочитанных в течение этого года:_________
3. С какой целью Вы чаще всего обращаетесь к чтению:
- самообразование - знакомство с новинками
- отдых, удовольствие - профессиональная необходимость.
4. Какие книги вы предпочитаете:
- поэзию - детективы
- прозу - любовный роман
- исторический роман - приключения
- фантастику, фэнтези - русскую классику
- современный зарубежный роман - энциклопедии
- другое _______
5. Ваши любимые писатели?__________________
6. Какая книга в последнее время произвела на Вас впечатление?______
7. Какие журналы и газеты Вы читаете?__________________________
8. Как часто Вы обращаетесь к профессиональной литературе?
- каждый день - каждую неделю
- раз в месяц - 1-2 раза в год
- не считаю это необходимым.
9. Какими источниками информации о книгах Вы пользуетесь?
- профессиональные источники - советы коллег и друзей
- реклама - библиографические указатели.
10. Сколько времени на чтение ежедневно Вы тратите?
- менее часа - 1-2 часа - более 3-х часов.
11. Нужна ли Вам компьютерная грамотность? Да. Нет.
12. Предпочитаете ли Вы чтение просмотру телепередач? Да. Нет.
13. Как вы относитесь к телесериалам и ток шоу?
- положительно - отрицательно
- их должно быть больше - их надо запретить
- мне всё равно.
14. Считаете ли вы, что в ближайшем будущем Интернет заменит библиотеки?
- да - никогда - такое возможно.
15. Сообщите немного о себе: образование_____________, библиотечный стаж__________, хобби, увлечение_________________________
Благодарим м Вас за искренние и интересные ответы!

Приложение 6.

ОПРОС «Методическая служба: роль в деятельности детской библиотеки».

1. Ваш стаж:
2. Назовите темы конференций, семинаров, Дней специалиста, которые запомнились вам за последние два года:
3.Внесите свои предложения по тематике проведения библиотечной учёбы и семинаров на 2008 год.
4. Укажите тематику методических и библиографических пособий, которые требуются вашему филиалу в дальнейшей работе.
5. Ваши пожелания методической службе ЦДБ.


Автор и составитель : Носырина О.Н., методист Центральной детской библиотеки
Компьютерная верстка: Саблина Н.О., заместитель директора МУК ЦБС г.Рыбинска по работе с детьми.



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика