Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Современная литература: зачем и для кого? - Новые книги нового века


Современная литература: зачем и для кого? - Новые книги нового века

Индекс материала
Современная литература: зачем и для кого?
Новые книги нового века
Чтение литературы на родном языке как фактор сохранения и развития национальной культуры
Книжная культура малого города
Литературный процесс в России
Богатые писатели мира
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО?
Современный литературный процесс
Жизни устойчивый вирус
ИДЕНТИфикация
Образованные родители – успешные дети
Изучаем тех, для кого работаем
Все страницы

 

Новые книги нового века

Мельникова Татьяна Николаевна,
заведующая библиотекой № 6
МУК «Централизованная библиотечная
система г. Кунгура»

Все, что вы хотели узнать о современной русской литературе, 
но не знали, у кого спросить.


Говорят, что Россия перестала быть самой читающей в мире страной, потеряла традиционный статус Империи Слова. Это и так, и не так. Так, если ориентироваться исключительно на тиражные показатели. И не так, если помнить об огромном количестве просвещенных людей, которые, может быть, и незаметно для себя - действительно распростились на время с привычкой следить за литературными журналами, знать произведения современных писателей, и нуждаются сейчас в советчике, который помог бы им вернуться к книге и чтению как естественной норме жизни.  Именно мероприятия и выставки по современной литературе для таких людей организуются в кунгурской библиотеке № 6.
Мы попытаемся дать наиболее полное представление об основных тенденциях современной русской литературы конца XX столетия - начала XXI века. Это - не ограниченный социальными вехами хронологический отрезок, это - целостный и относительно завершенный историко-литературный процесс, имеющий свои собственные эстетические координаты и свои стержневые тенденции.
«Новые книги нового века» - под таким заголовком была проведена для студентов педагогического колледжа и пользователей библиотеки презентация выставки-словаря и составлен путеводитель.
Выставка-словарь знакомила читателей с жанрами современного литературного процесса: постмодернизм, драматургия постмодернизма, реалистическая проза XXI века, постреализм, неонатурализм, неосентментализм. Были даны определения этих терминов и представлены книги авторов, пишущих в данном жанре. После обзора студенты обратились ко мне с предложением провести с ними цикл бесед по современной литературе, т.к. почувствовали пробел в своих знаниях по данной теме.
Понимая важность формирования внутреннего мира молодежи, я старалась целенаправленно формировать литературный вкус будущих педагогов. Популяризация качественного чтения была задачей цикла мероприятий.
Несколько первых занятий прошли в форме обзоров по поступившим в библиотеку новинкам. Учитывая, что у студентов очень мало времени на чтение художественной литературы, была предложена анкета «Чтение художественной литературы вне учебной программы». Цели опроса: выяснить потребность в чтении; определить наиболее популярные жанры и темы; выявить список авторов. На основе анкеты планировалось также узнать - какие книги прочитали после проведенных обзоров и т.д.
В дальнейшем знакомство с книгами происходило по темам, например:
«Современное чтение: взгляд на женскую прозу» - знакомство с произведениями И. Денежкиной, Т. Крюковой, Д. Рубиной, О. Робски и др.
Библиографический час по теме «Современное чтение: страшные сказки для взрослых» объединил две книги: Р. Гари «Европейское воспитание» и А. Кристоф «Толстая тетрадь». Обе книги малы по объему, но мощны по сути, и произвели сильное впечатление на слушателей, большинство из которых затем прочитали их.
Также объединены в общие темы «Современное чтение: сатирические романы» книги Т. Толстой «Кысь», А. Иванова «Блудо и МУДО»; «Средневековые тайны в детективных романах» У. Эко «Имя розы», Д. Браун «Код да Винчи». «Преступление и наказание» размышления над страницами романов П. Зюскинда «Парфюмер» и Д. Фаулза «Коллекционер», сюжетно-образные пересечения позволяют говорить о диалоге. Оба романа об искусстве как злодействе, и художнике как насильнике. Способ их творчества - действительное преступление.
Многие студенты прочитали книги, рекомендованные на литературно-библиографических часах «Современное чтение: встреча молодых писателей в Ново-Огареве».
«Современное чтение: С. Довлатов. Между реальностью и абсурдом», «Современное чтение: книги А. Гавальда».
«Современное чтение: М. Веллер. Игра в героя»;
«Современное чтение: Г. Гальего. Дневник поражения огромной страны» и др.
Каждое мероприятие сопровождалось рекламно-информационным материалом «Новые книги нового века», составлен рекомендательный указатель «Женская проза в XXI веке»; материалы некоторых обзоров помещены в издании «Современное чтение».
Из отзыва учащихся: «Нам нравится беседовать с Татьяной Николаевной, читать книги и размышлять. Мы с большим удовольствием слушаем выдержки из книг, знакомимся с жизнью современных писателей, изучаем рекламно-информационный материал. Мы конспектируем каждое слово и передаем информацию друзьям и близким. Мы стали увереннее чувствовать себя в книжных магазинах, в общении с людьми, задумались о поступлении на факультет современной иностранной литературы ПГУ. Эти встречи запомнятся надолго, а материал пригодится в профессиональной деятельности».
Очень ярко прошла театрализованная презентация выставки «Женская проза в XXI веке».
Сегодня мы приходим к выводам, что понятия «женская проза», который вкладывали в конце ХХ века, сейчас уже не существует. Почему же пишущие женщины не озабочены утверждением женской прозы, но проза женщин становится едва ли не самым главным предметом читательского спроса. И группируются авторы скорее по поколенческому признаку. От автора сегодня требуется выбрать правильную литературную стратегию, ориентированную на своего читателя. Поэтому сегодня мы наблюдаем множество женских литературных проектов. Выставка имела разделы: «Молодые авторы» (Веселая Е., Денежкина И., Дымовская А., Ленина Л., Метелица К., Робски О., Старобинец А., Леонова Т., Цветкова Т. и др.), «Новая женская проза» (Арбатова М., Берсенева А., Вильмонт Е., Горланова Н., Комарова А., Кучерская М., Левицкая М., Москвина М., Москвина Т., Петрушевская Л., Рубина Д., Славникова О., Токарева В., Улицкая Л., Щербакова Г. и др.) Выпущен путеводитель по выставке, включивший список рекомендуемой литературы для чтения, не вошедшей в путеводитель.
В итоге полуторагодовалого сотрудничества - огромное удовольствие от значимости своего труда, вызванное осознанием того, что данную информацию в таком объеме студенты могли бы и не получить - изучение современной литературы не предусмотрено в учебных планах. Резонанс от проведенных мероприятий доходил до студентов из других групп Кунгурского педагогического училища. Фрагмент нашего последнего занятия студенты записали на видео.
Очень хочется надеяться, что в результате проведенных мероприятий значимость чтения художественной литературы у студентов педагогическо¬го училища повысилась, поднялась на более качественный уровень и читательская компетентность, которая позволит им и в дальнейшей жизни отбирать, понимать, ценить книги лучших авторов.
Позже, в работе с другими группами, была введена «Анкета качества мероприятия»
К году Франции в России была оформлена и пользовалась вниманием выставка «Французская линия».
Информационными листками обновляется стенд «Хит месяца», «Рейтинги книг», «Обратите внимание». Прошла презентация книжной серии «Пермь как текст», посвященная году пермской книги в Кунгуре.
Используя свой же опыт 2009 года, на абонементе демонстрируется медиапрезентация «Что можно почитать. Периодические издания, выписываемые библиотекой в 2010 году», которая обращает на себя внимание. Большой комплект литературно-художественных журналов, выписанных на федеральные средства, дает уникальную возможность следить пользователей за современным литературным процессом. В библиотеке объявлена акция «Лучший читатель литературно-художественных журналов» и выделен отдельный стеллаж для данной периодики.
Интересными получились выставки одной книги: «Захар Прилепин: Именины сердца: разговоры с русской литературой» и «Л. Данилкин: Нумерация с хвоста: Путеводитель по русской литературе», знакомящие читателей с современными авторами. Захар Прилепин в своей книге «провел ряд бесед» как с живыми классиками русской литературы, так и с молодыми литераторами. На выставке были представлены книги авторов, с которыми беседовал Прилепин – А.Проханов, Л. Эзефович, А. Кабаков, Е. Попов, М. Елизаров, П. Крусанов, А. Иванов, С. Лукьяненко, Д. Гуцко, Р. Сенчин и др. Были представлены все книги из фонда библиотеки, взяты для выставки книги из других библиотек.
Выставка по книге Л. Данилкина отличалась тем, что, кроме книг, обозреваемых автором, в путеводителе были представлены приложения: «Варианты маршрутов»: списки книг по разделам: «Качественная беллетристика», «Герой нашего времени: галерея портретов», «Высокая литература», «Биографии и автобиографии, мемуары», «Высокая фантастика», «Женский список» и «Нон-фикшн: Десять главных книг года». В приложениях напротив каждой книги была пометка, в какой библиотеке ЦБС можно взять книгу (списки проработали сотрудники ОК). Для выставки были взяты книги из других библиотек ЦБС. Таким образом, выдача литературы по ВСО в этом году значительно возросла. Читатели интересуются современными авторами, выставки пользуются неизменным вниманием, привлекается книжный фонд других библиотек (ВСО): ОК по ЭБД был проработан список всех книг, отрецензированных в книге Л. Данилкина «Нумерация с хвоста», на наличие этих книг в библиотеках ЦБС, что очень облегчило работу над оформлением выставки, дало возможность очень полно представить литературный материал, и в путеводителе к выставке указать информацию о наличии книг в фондах конкретных библиотек.
Прошли 2 презентации выставки для учащихся ККПТУиД: «Пермь как текст».
По просьбе преподавателя литературы ККПТУиД Мережниковой Т.П., дать обзор по современной литературе, было проведено 2 мероприятия по ведущим литературным жанрам: антиутопия и реалистическая проза.
Одним из пользующихся популярно¬стью у читателей жанров является антиутопия, жанр для русской литературы XX века многострадальный, долгие годы запрещен¬ный и легализованный лишь в конце 1980-х годов. С 1988 года, когда был впервые опубликован в России роман Е. Замятина «Мы», современная русская антиутопия начала развиваться стремительно. Это «Москва 2042» Владимира Войновича и «Лаз» Владимира Маканина, и «Невозвращенец» Александра Кабакова, «Кысь» Татьяны Толстой и «Эвакуатор» Дмитрия Быкова.
В чем секрет популярности этого жанра? Он оказался адек¬ватен тем вопросам о социуме, о государстве, которые задает себе современный человек.
В обзоре «Страхи будущего в современных антиутопиях» были представлены книги: Д. Глуховский «Метро – 20033», Л. Петрушевской «Новые робинзоны» и книга К. Маккарти «Дорога».
В обзоре «Поиски героя нового времени в современной прозе» представлены книги: Т. Крюкова «Мир кино», С. Минаев «ДухLESS», А.Иванова «Геграф глобус пропил», «Общага-на-крови», А.Гавальда «Я ее любил/Я его любила», «35 кило надежды», «Утешительная партия игры в петанк», «Глоток свободы», «Просто вместе», О.Робски «Про любоff».
Учитывая многообразие литературного про¬цесса, выбор авторов и произведе¬ний в какой-то степени был субъективен. Однако главная задача состояла в том, чтобы продемонстрировать зависимость современной литературы от основных социальных и культурных доминант эпохи.



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика