Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Чтение: опыт, проблемы, новые подходы - Фестивали в пользу книги


Чтение: опыт, проблемы, новые подходы - Фестивали в пользу книги

Индекс материала
Чтение: опыт, проблемы, новые подходы
ЭКСПАНСИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ:
Рандеву с Парижем: ночь в библиотеке
Акции как форма работы с населением
Что нужно сделать, чтобы дети читали?
Концепция выставки «Сказка будет жить всегда»
Привлечение к чтению подростков
Живая библиография или в поисках жанра
Акции. Следим за ходом развития
Фестивали в пользу книги
Будет время, прочитай!
Новые подходы к проблеме чтения
Читаем Льва Кузьмина
Библиотека как центр чтения по литературному краеведению
Библиотека для молодёжи!
Чтение: опыт и новые подходы.
Библиотеки для молодежи
Все страницы

 

 

 

 

 

 

 

«Фестивали в пользу книги»:

мастер-класс по проведению уличных фестивалей

Зуева Лидия Александровна,
ведущий методист
Евдокимова Лидия Михайловна,
заведующая методико-библиографическим отделом
Муниципальное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система»
г. Куйбышева Новосибирской области

Безпрецендентное развитие информационной культуры рождает новое мультимедиа-поколение, с которым трудно справиться и педагогам, и родителям, и нам библиотекарям. Таким образом, мы все стоим на рубеже кризиса книжной культуры, но о ее закате говорить еще рано, потому что есть такая возрастная категория, которым чтение необходимо- это дети раннего дошкольного и младшего школьного возраста. В условиях данной противоречивой ситуации основной миссией библиотек, в т.ч. детских, в XXI веке становиться коммуникативная функция, организующая движение книжности в обществе с помощью определенных форм обслуживания, которые могут быть как библиотечными, так и «чужими», взятых из других отраслей культуры(театроведение, клубоведение, организация массовых праздников и т.д.) Это говорит о том, библиотечная форма-явление гибкое и постоянно видоизменяющееся в зависимости от социокультурной ситуации в стране.
Так, есть такая форма коммуникативно-массовых мероприятий, как карнавалы, ярмарки, уличные фестивали и праздники улиц, которые остаются довольно слабым звеном, потому такие мероприятия имеют особенность культурноцентричности, что требуют соответствующего уровня организации и огромных затрат, прежде всего энергии библиотекарей. И все-таки хочется отметить небольшой опыт централизованной библиотечной системы г. Куйбышева Новосибирской области в проведении уличных фестивалей. В 2010г. ко Дню библиотек состоялся такой фестиваль книжной культуры «Пусть всегда да здравствует Книга!». В его организации приняли участие центральная библиотека, городские филиалы, библиотеки гимназии №1 и школы №2 г. Куйбышева.
Цель уличного фестиваля- через коммуникативно-зрелищную форму обслуживания расширить информационные возможности детской библиотеки, обеспечивающих детское чтение.
Задачи
1.Повысить интерес к чтению, библиотеки и сформировать читательский вкус детской аудитории
2. Увеличить долю новых читателей-детей
3. Активизировать рост творческих способностей и мышления
4. Транслировать литературное краеведение
5. Установить связь между основными институтами, составляющих инфраструктуру поддержки и развития детского чтения.
Ход мероприятия
Фестиваль состоялся на территории центральной библиотеки и представлял собой книжное ралли.
Участниками «книжного пробега» стали начальные классы школ города.
Они получили приглашение в виде рекламы и проехали несколько остановок:
1. «Волшебный сундучок». Он содержал атрибуты сказочных героев и возле этой остановки дети отгадывали соответствие той или иной вещи герою, и в итоге получился аукцион сказок.
2. «В гостях у дедушки-краеведушки». По сказкам сибирских писателей Магалифа, Бажова, Ершова дети поучаствовали в викторине «А знаете ли вы?».
3. «Веселый карандаш». От него поступило детям предложение нарисовать на асфальте в подарок библиотеке коллективный рисунок.
4. «Слова бывают разные». Остановка особо была насыщена игровым промоушен: метограммы (замена одной буквы на другую); ребусы; набор отдельных лексических единиц, который необходимо было объединить для целой фразы; грамматика в картинках. Таким образом, дети смогли проверить, а также повысить свой уровень знаний в области русского языка с помощью словесно-развивающих игр.
5. «В мире природы». Хозяйкой являлась Лесная Фея, которая пропагандировала Красную книгу и затем провела экологическую игру по редким растениям и животным НСО.
6. «Знатоки леса». Кикимора организовала путешествие в лес для знакомства с правилами поведения в лесу, а также с лекарственными растениями, грибами, ягодами.
А для начала была проведена игра- мнение «Юные экологи», которая дала возможность сравнить экологические познания школьников с информацией, представленной Кикиморой.
7. «Школа юных детективов». Была использована такая форма обслуживания как квест-викторина по любимым детективам и оформлена выставка-панорама приключенческой и детективной литературы.
8. «Тот самый Андерсен». На этой остановке вызвала интерес викторина-тест по творчеству датского писателя-сказочника.
У всех остановок, несмотря на их отличия, было и общее начало- применение игры-маскарада, т.е игры, связанной с переодеванием в костюмы литературных и сказочных героев.
И в конце проходила книжная ярмарка на основе акции «Книгу – в подарок».
Настоящая ярмарка позволила большим разнообразием книг сделать выбор в пользу чтения.
В 2011г., весенний фестиваль книжной культуры, приуроченный ко Дню библиотек, опять вступил в свои права. Только в новом году он получил форму участия «Читай-град» или «Книжный городок», сформированный из нескольких «книжных улочек», по которым с удовольствием прогуливались туристы из старших групп детских садов и 1-4 классов школ города.
Очень красивой и нарядной стала улица «Арт-вернисаж», ведь на ней разместилась целая галерея картин учащихся детской художественной школы. И старуха Шапокляк в необычной для нее роли экскурсовода с удовольствием поводила посетителей галереи по вернисажу.
На «Бульваре грамотеев» проходил обучающий промоушен «Давайте говорить по-русски». Организацию промоушена взял на себя Наум-грамотник.
В кафе «Эрудит» было предложено меню из различных блюд-игр: на первое подавали ребусы, на второе- математические задачи , на третье- загадки, а десерт составили кроссворды. Обслужили детей по высшему классу «официанты» -Незнайка и Буратино.
Узнать книгу по небольшому отрывку или герою возможно было в гостях у Петрушки, который жил на улице «Поляна чтения».
Настоящую феерию организовали русские сказочницы на улице «Премудрый переулок», где туристы «Читай-города» отправились в «экстремальное» фольклорное путешествие, начатое с того, какие песни нужно петь, каких спутников с собой в дорогу взять, какие преграды на пути необходимо устранить. Продолжением фольклорной феерии явилось «освобождение сказочных красавиц». И завершилась феерия тем, что ее участники «устроили пир на весь мир», т.е. вспомнили какие могут быть угощения и танцы.
В фотосалоне «Фрекен Бок и «К» проходила фотосессия, где каждый имел возможность запечатлеть себя на память с Карлсоном, который по –настоящему находился в это время на крыше.
Всем понравилось книжное дерево «Моя любимая книга». На его «ветвях» дети оставляли ленточки с названиями самых дорогих для них книг, тем самым делая небольшую рекламу своим друзьям. А помогала им в этом Королева-книга.
На улице «Сказочный стадион» детей ждали мудрые гномики и озорная Мэри Поппинс. Здесь проходили соревнования, которые включали не только спортивные игры, но и игровой промоушен: игры на развития пространственного мышления и восприятия.
И в конце путеводитель по книжному городку привел всех участников на Кузьскинскую ярмарку, где была организована выставка- художественная инсталляция работ по декоративно-прикладному искусству учащихся дома детского творчества.
В целом данные культурные акции стали настоящим подарком для детей, так как обеспечили приятное и в то же время интеллектуальное их времяпровождение в рамках трудового учебного дня. А сама форма работы, как уличные фестивали необходима для увеличения роста и стимулирования продаж своих услуг и притока новых читателей. И современные детские библиотеки среди всех досуговых учреждений, участвующих в формировании мировой и отечественной культуры, остаются самой устойчивой социокультурной институцией, способствующей социализации ребенка.

Литература
1. Гокова, Е. Комплексные программы дл ядетей: инновационная форма деятельности современных библиотек/ Е.Гокова//Библиополе.-2010.- №5.- С.36-38
2.Головко, С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: метод. пособие/С.И. Головко.- М.: Либерея-Бибинформ, 2008.-128с.- (Сер. «Библиотекарь и время. XXI век»; Вып.83)
3. Концепция акционно-массовой деятельности публичных библиотек РФ: практическое пособие/авт.-сост. Л.А. Зуева; отв. за вып. Е.Г. Кускова.- Куйбышев: МУК «ЦБС», 2008
4.Ловкова, Т. Б. Библиотека как центр досуга: учебно-метод. пособие/Т.Б. Ловкова.- М.: Либерея-Бибинформ, 2009.- 104с.- (Сер. «Библиотекарь и время. XXI век»; Вып. 102)



















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика