Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Чтение: опыт, проблемы, новые подходы - Живая библиография или в поисках жанра


Чтение: опыт, проблемы, новые подходы - Живая библиография или в поисках жанра

Индекс материала
Чтение: опыт, проблемы, новые подходы
ЭКСПАНСИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ:
Рандеву с Парижем: ночь в библиотеке
Акции как форма работы с населением
Что нужно сделать, чтобы дети читали?
Концепция выставки «Сказка будет жить всегда»
Привлечение к чтению подростков
Живая библиография или в поисках жанра
Акции. Следим за ходом развития
Фестивали в пользу книги
Будет время, прочитай!
Новые подходы к проблеме чтения
Читаем Льва Кузьмина
Библиотека как центр чтения по литературному краеведению
Библиотека для молодёжи!
Чтение: опыт и новые подходы.
Библиотеки для молодежи
Все страницы

 

 

 

 

 

 

Живая библиография или в поисках жанра
(Библио-трансформер - методическая игрушка пожилого библиографа)

Елена Евгеньевна Смотрова
библиограф Челябинской областной
детской библиотеки им. В.Маяковского,
заслуженный работник культуры,
почетный работник СПО

2011 год объявлен Годом Химии. История химии полна важных для человечества открытий, удивительных событий, ярких биографий. Работа детской библиотеки по данной теме дает возможность библиотекарям и читателям по-новому взглянуть на справочную и научно-популярную литературу. В качестве методико-библиографического средства её продвижения к пользователю мы представим библиографическое пособие, а точнее информационный продукт - Библио-трасформер. 
Составительская библиографическая работа традиционно является одним из важнейших направлений в информационной деятельности библиотек. Исторически это одно из самых первых проявлений библиографического труда: описание и составление перечней (каталогов, реестров, инвентарей) книг имеют давнюю историю. Веками шлифовался опыт составительской работы. История библиографии сохранила имена наиболее преуспевших в этом направлении библиографов, среди которых зарубежные и отечественные составители разных времен. Благодаря их работе, складывалась технология создания библиографической продукции. Библиографические пособия минувших лет многое могут рассказать не только о книжном репертуаре по определенной теме, но и об идеологических установках, влиявших на отбор, группировку, характеристику изданий. Они являются результатом творческой деятельности библиографа, его мастерства и интересны как примеры развития методики библиографирования.
Рекомендательная библиография, ориентированная на массового читателя, имела подъемы и спады, интерес и забвение, а то и полное отрицание в перестроечных дискуссиях. Но в детских библиотеках рекомендательная деятельность никогда не прекращалась, а в условиях свободы и вседозволенности её заградительная, защитная функция актуализировалась. Недавно принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (1), но и до его принятия детская библиотека была территорией без информационных рисков, остается ею и сейчас, заботясь уже и о безопасном Интернете. Так специалисты ЧОДБ приняли участие в акции «Безопасный Интернет - детям», в ходе которой для руководителей детского чтения обозначили информационные риски сегодняшнего дня, выработали методические рекомендации по обеспечению безопасности детей.
Создание различного рода библиографической продукции базируется на знании методики составительской работы, основных технологических процессов. Объем работы по составлению библиографических пособий находится в прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки, её фонда, библиографических кадров и технического оснащения. Чем крупнее библиотека, тем больше её возможности и разнообразнее информационная деятельность.
Для детских библиотек библиографическое пособие это не только информационный продукт, выполняющий образовательные и воспитательные функции, но и средство управления чтением, формирования читательского интереса. Детские библиотеки принимают активное участие в создании библиографических пособий для детей, родителей, педагогов в традиционной печатной и электронной форме. В первую очередь, это рекомендательные и информационные пособия актуальной тематики, ориентированные на информационные запросы реальных и потенциальных пользователей. Немаловажным является и фактор оперативности в предоставлении информации
ребенку. Казалось бы, оперативность это признак текущей научно-вспомогательной библиографии. Но растущий человек, познающий мир не может ждать, когда созреют новые популяризаторы науки, когда издатели создадут книги нового поколения о науках или переиздадут ставшие классическими издания о науке для детей. В настоящее время отраслевая информация для школьников распылена по справочным и периодическим изданиям. Задача детского библиографа не просто выявить информацию, но адаптировать её под детское восприятие, не нарушив при этом принципа научности. Заниматься этим придется ещё долго, так как обновление отраслевых отделов библиотечных фондов идет крайне медленно. И тому есть объективные причины. Для краткости обозначим их ключевыми словами: экономические реформы, упадок отечественной промышленности, перекос в сторону гуманитарного образования, отсутствие изданий отраслевой научно-популярной литературы.
Информационные ресурсы областной детской библиотеки и её статус методического центра позволяют осуществлять методическую работу по
разным направлениям, в том числе и в области составительской деятельности. Ежегодно в методический центр (ЧОДБ) поступают библиографические пособия, разработанные детскими библиотекарями. В минувшем году их тематика: Великая Победа, краеведение, чтение по интересам. По содержанию отражаемой литературы это тематические и персональные рекомендательные пособия. Особой популярностью у составителей пользуются традиционные списки книг, рекомендательные аннотированные указатели и дайджесты. В свою очередь, ЧОДБ предлагает библиотекам методико-библиографические материалы и стремится сделать их привлекательными для библиотекарей области, как по содержанию, так и по форме подачи материала. Среди них и наш Библио-трансформер, посвященный Году химии.
Создавая его, мы исходили из того, что в зависимости от своих ресурсов библиотеки смогут использовать его целиком, по частям или моделировать на его основе собственный информационный продукт. Ни один из существующих типов (жанров) библиографических пособий, таких возможностей видоизменений не дает. Пришла идея методической игрушки - Библио-трансформер.

Понятие «трансформер», появляется в русском языке в 90-х годах ХХ века в значении «видоизменяющийся». В английском языке transformer - термин, употребляемый в дизайне мебели для определения предметов, которые путем трансформаций меняют не только форму, но и функцию (4). Сейчас понятие «трансформер» расширилось и употребляется применительно к не только мебели, но и автомобилям, одежде, ювелирным украшениям, детским коляскам, игрушкам, книгам и... библиографическим пособиям.
Как удачнее представить «химическую тему » и привлечь к ней внимание нам подсказали статьи:

Волдинер, Н. Быть женщиной. Жизненный путь Марии Кюри: биография  / Н. Волдинер // Классное руководство и воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С. 10-13: портр. - (Люди. Юбилеи 2011).
10 декабря 2011 года – 100 лет вручения Нобелевской премии в области
химии Марии Склодовской-Кюри. В статье представлена Женщина-ученый, Женщина-лауреат, Женщина-профессор, Женщина-легенда. Автор статьи убеждает читателя: М. Кюри удалось не только совершить величайшее открытие, но и перевернуть представления о женщине - её возможностях в мире науки.

Красицкий, В.А. О химиках и химии: цена открытий и прогресса / В. А. Красицкий // Химия в школе.-2011.-№2.-С.64 - 71. - №3.-С.73-80. Часто в борьбе за открытия ученые-исследователи рисковали своим здоро-вьем, жизнью. М.Кюри не щадила себя и приобрела смертельную болезнь в ходе работы с радиоактивными веществами. Она, ее дочь Ирен и зять Фредерик Жолио-Кюри умерли от лучевой болезни.
Содержательно эти статьи стали опорными источниками, так как дают повод поразмышлять о научном и нравственном подвиге ученых. Английский ученый Дж. К.Максвелл заметил: «Наука захватывает нас тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий» (2). Возможно, чей-то путь в науку начнется со знакомства с биографией Марии Склодовской-Кюри. Ей принадлежит особое место в истории науки. Современники отмечали её интеллект, высокие моральные качества, бескорыстие. Это первая женщина, которой в 1911 году была присвоена Нобелевская премия в области химии. При выявлении источников были найдены два издания книги 1973 и 1976 годов, выпущенные издательством Атомиздат:

Кюри, Е. Мария Кюри / Е. Кюри; пер. с франц. Е.Ф. Корш; под ред. В.В . Алпатова.- 4-е изд.- М.: Атомиздат, 1976.-327 с.: ил.
И сборник Мария Кюри. Пьер Кюри [сборник] / пер. с франц. М.П. Шаскольской; под ред. И.М. Франка.- М.: Наука, 1968.- 176 с.: фото. 
Прямую рекомендацию этих книг останавливали даты их издания. Но их содержание морально не устарело. Более того, все материалы поздних лет ссылаются на эти издания. На фоне современных устремлений к материальному достатку жизнь М.Склодовской-Кюри, ее трудолюбие, жертвенность кажутся еще более яркими. Книга, написанная младшей дочерью Марии - Евой, впервые вышла в свет на французском языке в 1937 году и выдержала во Франции свыше 100 изданий. Это наиболее полный материал о жизни и научной деятельности Склодовской-Кюри. Детство Мани, родительская семья, внешность, характер, встреча с Пьером Кюри… всё здесь есть. Часто звучит голос самой Марии из множества семейных писем, научных докладов о ходе исследований. Её голос звучит и со страниц сборника, где представлена биография Пьера Кюри, написанная Марией Склодовской-Кюри. Здесь же воспоминания и статьи старшей дочери Ирен и её мужа Фредерика Жолио о родителях, а также ряд статей о значении их открытия.

Новые материалы представлены справочными изданиями последних лет. Это справочные издания для школьников, универсальные и отраслевые, они содержат однотипные персональные главы, посвященные М.Склодовской-Кюри.
Как рекомендовать источники о человеке науки?
В зависимости от темы, от того, как и в каких документах, она отражена, составитель решает вопрос о жанре (типе) библиографического пособия. Так, если есть интерес к какой-либо персоне, а отдельных изданий о ней нет или их мало и они однотипны, удачным будет тип Досье, сочетающий библиографическую и фактографическую информацию.
Фактографическая информация очень часто рассредоточена по большому кругу источников (в справочных, биографических, научно-популярных изданиях, в периодике, на сайтах Интернета). Поэтому многие библиотеки создают собственные фактографические подборки в виде тематических папок, картотек, баз данных, элементом, которых является Досье. Досье (франц. dossier) - совокупность документов и материалов, относящихся к какому-либо конкретному делу или вопросу, а также папка с этими материалами. В информационно-библиографической деятельности - «Досье – это формализованная, т.е. составленная по определенному плану, развернутая характеристика объекта» (3), где в качестве объекта могут быть личность, памятник архитектуры, организация, музыкальный инструмент ...
Методика создания Досье заключается в том, что на основе аналитической переработки большого количества исходных документов создается самодостаточная фактографическая информация, которая может использоваться как первичная без обращения к источникам, из которых она заимствована. Для заинтересованных пользователей и для самих библиографов в конце Досье помещают «список источников информации» и формируют систему ссылок.
Интересна структура фактографической части Досье персоны. Здесь приводятся даты жизни, происхождение, внешность, черты характера, семья родительская и собственная, сфера деятельности, карьера, достижения, награды. В нашем случае Досье является основой Библио-трансформера, где собраны факты из научной деятельности и личной жизни Женщины-легенды, а также список источников. Комбинируя имеющиеся данные, можно создать более короткую информацию, из отдельных фрагментов Досье, в разных комбинациях фактографической и библиографической информации, в виде персональной памятки, листовки, закладки. И рекомендательную функцию делегировать уже на уровень РБП малой формы или, выражаясь современным языком, на уровень шорт-листа. Шорт-лист (англ. short-list), буквально - короткий список (4), окончательный список работ, отобранных для конкурса, или кандидатов на призовые места в каких-либо соревнованиях. В библиографической практике шорт-лист - это рекомендация читателю; то, с чем мы хотим его познакомить в первую очередь.
В Досье представлена фактография из справочных изданий для подростков, из педагогической периодики и Интернет-ресурсов. Выявленная информация однотипна, поэтому, предлагая одинаковые материалы из разных изданий и не ограничиваясь хронологическими рамками, надеемся, что некоторые из них найдутся в фондах библиотек области.
Наиболее полные и доступные тексты отмечены значком
Библиографическая информация представлена в единой нумерации, что позволяет делать ссылки от описанных фактов к источнику, порядковый номер которого обозначен в круглых скобках ( ).

В состав Библио-трансформера вошли:

1.Мария Склодовская-Кюри. Женщина-легенда: досье.
Представлена самодостаточная фактографическая информация с отсылками к библиографии.

2. Мария Склодовская-Кюри. Женщина-легенда: персональная памятка.
Минимум фактографических сведений + аннотированный библиографический список.

3.Мария Склодовская-Кюри. Книги для негламурной молодёжи: закладка
Библиографическая информация, пособие малой формы.

4. Мария Склодовская-Кюри. Статьи из энциклопедических изданий и периодики: закладка.
Библиографическая информация, пособие малой формы.

5.Россыпи фактов из жизни М. Склодовская-Кюри: листовка.
Фактографическая информация.

6. Шорт – лист.

Рекомендательная аннотация, отдельный факт из биографии ученого.
Библио-трансформер выполнен в электронной форме. Детские библиотеки Челябинской области, для которых он создан, в зависимости от наличия (отсутствия) у них источников, могут вывести в печать, ту часть трансформера, которая наиболее соответствует их конкретным фондам, например, только закладку «Мария Склодовская-Кюри. Книги для негламурной молодёжи».
Библио-трансформер может быть использован для организации выставки, темполки, обзора (тематического и персонального), при выполнении тематических и фактографических справок, для бесед, классных часов.
Создание библиографических пособий предполагает обязательное использование предшествующего опыта и творческое его переосмысление, поиск новых методических решений. Вместе с тем, специалисты отмечают, что нельзя требовать, чтобы каждое новое библиографическое пособие, с позиций библиографирования было новаторским. Допустимо умеренное сочетание новаторства и традиционных приёмов подготовки и представления библиографической информации. Сегодня детские библиотеки располагают богатыми и разнообразными по содержанию фондами, грамотными библиографами, техническим оснащением. Всё это позволяет выполнять составительскую работу на новом современном уровне и делать её привлекательной для разных групп пользователей библиотеки.

Список использованных источников:
1.О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: [Федеральный закон РФ от 24 дек.2010 г. № 436-ФЗ] // Российская газета. - 2010. - № 297. - С. 15; Вестник образования России. - 2011. - № 3. - С. 31-47.
2. Голин, Г.М. Кюри. Склодовская-Кюри // Классики физической науки: краткие творческие портреты / Г.М Голин. - Минск, 1981.- С. 91- 96.
3.Минкина, В.А. Досье// Справочник библиографа.- СПб., 2002 .- С.377-380.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика