Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Чтение: опыт, проблемы, новые подходы - Что нужно сделать, чтобы дети читали?


Чтение: опыт, проблемы, новые подходы - Что нужно сделать, чтобы дети читали?

Индекс материала
Чтение: опыт, проблемы, новые подходы
ЭКСПАНСИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ:
Рандеву с Парижем: ночь в библиотеке
Акции как форма работы с населением
Что нужно сделать, чтобы дети читали?
Концепция выставки «Сказка будет жить всегда»
Привлечение к чтению подростков
Живая библиография или в поисках жанра
Акции. Следим за ходом развития
Фестивали в пользу книги
Будет время, прочитай!
Новые подходы к проблеме чтения
Читаем Льва Кузьмина
Библиотека как центр чтения по литературному краеведению
Библиотека для молодёжи!
Чтение: опыт и новые подходы.
Библиотеки для молодежи
Все страницы

 

 

 

 

 

Что нужно сделать, чтобы дети читали?

Разборова Елена Александровна, 
директор МУК «ЦСДБ» г.Челябинска

В общественном сознании четко закрепился стереотип « Дети не читают». Сетования на «нечтение» нынешних детей стало привычным « информационным шумом», сродни разговорам про погоду. Вроде и хотелось бы изменить, но что тут поделаешь … В ситуации с «неправильными детьми и внуками» не такими «как мы в свое время», обычно винят сегодняшнее суматошное время, технический прогресс и как ни странно самих детей. А что же сами дети? Они так же, как и тысячелетие назад, естественны и наивны в раннем младенчестве, любопытны, талантливы и открыты всему новому в чудесном возрасте от 2 до 5-ти, старательны в начальной школе и противоречивы в подростковый период. Конечно, это дети нового времени. Восхищает их смелость в обращении с техникой, недоступное нам умение понимать (сказать «читать», язык не поворачивается) комиксы, строчить с пулеметной скоростью смс-ки, знание наизусть сюжетов и легкое выговаривание имен героев каких-то чудовищных (на наш взгляд) мультфильмов. Поражает отсутствие почтения к всяческим авторитетам, желание все делать быстро и без особых усилий, спокойная «наглость» откровенных признаний в нелюбви к чтению и ехидных замечаний, что многие взрослые, заставляя детей читать, сами читать не любят и не хотят. Действительно, признавая полезность этого занятия, многие взрослые сетуют на нехватку времени на чтение для себя и детей. Родителями нынешних школьников уже стало поколение детей, воспитанных телевизором, сегодня дети появляются и у поколения, воспитанного компьютером. Существует проблема выбора в изобилии книжного рынка, пугает дороговизна детских книг, умерла традиция подписки на периодические издания. Во многих современных семьях отсутствуют домашние библиотеки. События, связанные с книгой и чтением, редко становятся информационным поводом для средств массовой информации. Может быть, будучи профессионально связанными с книгой и чтением, мы преувеличиваем их значение в повседневной жизни обычного человека? Не пытаемся ли мы навязать молодым россиянам, живущим в другом историческом и политическом измерении, ценности века ушедшего, цепляясь за свои устаревшие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо? В конце концов, если свести процесс чтения к оперативному получению информации, особого значения не имеет наличие или отсутствие ее материального носителя и живого посредника в выборе источника информации. По некоторым прогнозам чтение вскоре станет элитарным занятием, уделом немногих «гурманов». Но как узнать, не «гурман» ли ты, если в детстве не попробовать читать, причем по-разному: переворачивая шелестящие страницы, вглядываясь в мерцающий экран монитора? Обходиться в жизни без книг и чтения – право и выбор взрослого человека. У детей выбора нет. За чтение и нечтение детей отвечают взрослые. Распоряжаясь семейным бюджетом, они решают, покупать ли книги домой, они читают или не читают малышу, они ручаются за ребенка при записи в библиотеку, открывают, комплектуют и работают в этих библиотеках, они могут влиять или не влиять на выбор книг и могут погубить или вырастить читателя. Вполне объяснимо, что для ребенка разговор о пользе чтения лишен смысла. В детском представлении всегда полезно то, что невкусно, неинтересно, трудно. 
Про пользу чтения для ребенка все понимать должны взрослые: и про его значение для развитие интеллекта, не только в виде энциклопедической начитанности, но и в физиологическом формировании нейронных связей головного мозга, про передачу культурного кода нации и сохранение языка, про опасность функциональной и эмоциональной неграмотности, и наконец, просто про то, что «Совместное чтение – прекрасный способ дать ребенку возможность почувствовать себя любимым, а чтение, ставшее привычкой – лучшее, к чему взрослые могут приучить детей».
Болезнь детского нечтения опасна своими осложнениями и важнее не выписать одно на всех лекарство(даже в виде перечня самых лучших книг) или применить хирургические меры (например, выключить телевизор и отключить Интернет), а индивидуальная профилактика для каждого ребенка ( в первую очередь в семье) и комфортные и равные условия для чтения всех детей (в масштабах государства). Государственные меры общеизвестны: поддержка писательства, издательства и распространительства книг для детей, программы поддержки читательской деятельности, стимулируемые на государственном уровне морально и материально, повышение профессионального мастерства и осознание ответственности библиотекарей и педагогов не перед финансирующими и проверяющими органами, а перед детьми и родителями. Отсутствие дидактики, стремление к сотворчеству, признание первичности и права ребенка на собственное мнение и выбор, отказ от концепции библиотеки -книгохранилища и храма культуры, гибкость структуры и расширение спектра услуг, умение и в виртуальном пространстве виртуозно продвигать реальное чтение - признаки современной детской библиотеки, наличие которой является одним из факторов, способствующих детскому чтению. 
Но гораздо эффективнее всех государственных мер – родительская любовь – великая движущая сила, которая заставит будущих родителей искать в Интернете тексты колыбельных и потешек, позволит найти двадцать минут вечером, чтобы почитать малышу перед сном, даст силу оторваться от сериала или футбола, чтобы посмотреть вместе, а потом обсудить, детский фильм, чтобы выделить из семейного бюджета деньги для покупки книг или экономить средства, записавшись в библиотеку. И все это вовсе не думая о позорных результатах России в последних испытаниях Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся ( PISA), а лишь ради блага собственного ребенка и собственного счастья от чудесного общения с ним. Есть очень простые международные советы «Как стать родителями читающего ребенка»: ежедневное чтение вслух, обсуждение прочитанного, книги повсюду ( дома, в сумке на прогулке), собственный пример, праздник похода в библиотеку и книжный магазин, совместное «гуляние» по интернет-пространству, понимание, что глагол читать не терпит повелительного наклонения. Есть интересный опыт поддержки семейного чтения, в том числе и в городе Челябинске.
И пока одни взрослые причитают на разных уровнях, от лавочки во дворе до Государственной Думы, о катастрофе детского чтения, другие взрослые просто каждый день читают сами и читают детям вслух, вместе ходят в книжный магазин и библиотеку и ни о какой катастрофе и не думают.

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика