Главная Форум "Библиотечные фантазии в стиле Web" Чтение: опыт, проблемы, новые подходы - Будет время, прочитай!


Чтение: опыт, проблемы, новые подходы - Будет время, прочитай!

Индекс материала
Чтение: опыт, проблемы, новые подходы
ЭКСПАНСИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ:
Рандеву с Парижем: ночь в библиотеке
Акции как форма работы с населением
Что нужно сделать, чтобы дети читали?
Концепция выставки «Сказка будет жить всегда»
Привлечение к чтению подростков
Живая библиография или в поисках жанра
Акции. Следим за ходом развития
Фестивали в пользу книги
Будет время, прочитай!
Новые подходы к проблеме чтения
Читаем Льва Кузьмина
Библиотека как центр чтения по литературному краеведению
Библиотека для молодёжи!
Чтение: опыт и новые подходы.
Библиотеки для молодежи
Все страницы

 

 

 

 

 

 

 

Будет время, прочитай! О книгочтении в современной школьной среде

Ивко Людмила Владимировна, 
главный библиотекарь медиацентра
Липецкой областной детской библиотеки

В последнее время все острее встает проблема детского и подросткового чтения. Частично это связано с незатухающими экспериментами в области школьного образования, с введением ЕГЭ, це-лью которого, как объявлено, является повышение качества знаний. Но, увы, воз и ныне там... Оста-новимся лишь на результатах в области усвоения литературного наследия. Кратко мнение преподава-телей словесности выразил Вячеслав Анатольевич Кошелев — историк русской литературы, доктор филологических наук, профессор Новгородского государственного университета, выступивший со статьей в газете «Литература» (№ 17, 2010 г.). По его словам, в последние несколько лет мы в литера-турном образовании детей уже потеряли столько, что за полвека не восстановишь: «Как будто ны-нешнюю реформу задумали троечники: не получалось у них с литературой — давайте без нее обой-демся!».
В числе причин, оказывающих негативное влияние на приобщение к книге детей и подростков, называется «книжный голод». Подразумевается количество и качество (в художественном смысле) книг, выпускаемых издательствами для детей и подростков. Более подробно остановлюсь на послед-нем пункте, так как библиотека как раз и является тем информационным пространством, которое призвано утолять «книжный голод».
Используя максимальное количество навигаторов в мире книг, при комплектовании фонда мы, конечно же, отдаем предпочтение высокохудожественной литературе. Общеизвестно, что литература — это учитель жизни, а умение разбираться в человеческой психологии входит в писательский дар. Кроме того, мы ежегодно проводим исследование на тему изучения читательских интересов, то есть пытаемся совместить эти два, к сожалению, не всегда совместимых явления: интерес ребенка к книге определенного жанра и литературное произведение, представляющее художественную ценность.
Последние исследования в области рейтинговой литературы, проведенные в нашей библиотеке, дали интересные результаты. Например, исследование «Художественная литература в чтении со-временных детей и подростков», проведенное в возрастной категории 12—16 лет в 2008 году, пока-зало что девочки в возрасте 12—13 лет охотно читают фантастические повести, где главными героя-ми являются подростки. Это книги Александры Егорушкиной «Настоящая принцесса и Снежная осень» (М.: АСТ, 2007, номинант премии «Заветная мечта»), Веры Ивановой «Валентинка с секре-том» (М.: Эксмо, 2009). Финал таких повестей, как правило, позитивен. Например: заняли первое ме-сто в соревновании, едут в путешествие, предложил дружбу понравившийся мальчик и т. д.
Девочки 15—16 лет отдают предпочтение повестям с героями-сверстниками, и сюжет должен быть реалистичным. Например, книга Татьяны Левановой «Море, мечты, Марина и ее рыбки» (М.: Эксмо, 2008). Эта повесть завоевала Гран-при на литературном конкурсе «Ступени-2» в номинации «Лучшая повесть для подростков». Автор, несмотря на традиционный счастливый финал книги, за-тронул в ней сложнейшие проблемы подрастающих детей, навязанные им взрослыми людьми. И Т. Леванова говорит устами своей главной героини, девятиклассницы Марины: «Я счастлива. Но самое главное — теперь я знаю, что нельзя сдаваться. Нельзя унывать. Нельзя винить других в своих не-приятностях. Надо действовать без страха и верить в то, что мечты сбываются, и они обязательно сбудутся».
Эти книги, написанные современными авторами, нашли своих читателей и преподнесли им свой жизнеутверждающий урок: быть счастливыми (подразумевается «благополучными»). У совре-менных подростков иные жизненные ориентиры. И та же Т. Леванова говорит об этом от лица Мари-ны: «Мамины друзья часто спрашивают, какой из школьных предметов мне больше всего нравится. По-моему, им просто больше спросить не о чем. Как могут нравиться школьные предметы? По одним мне легче учиться. По другим труднее. Вот и все. Я учусь потому, что это моя работа и потому, что у меня нет выбора. Если я буду хорошо учиться, то в будущем, возможно, получу хорошую профес-сию, заработаю денег».
Но как же быть с классической литературой? Ведь это, как правило, взрослая, говоря современ-ным языком, многоуровневая литература, рассказывающая о других эпохах и вечных общечеловече-ских ценностях. Мир классической литературы многолик и сложен, как сама жизнь, и рассказать о ней современным подросткам — непростая задача.
В 2005 году в Липецкой областной детской библиотеке начала действовать программа «Лите-ратура. RU», основной целью которой было приобщение подростков к чтению русской классики по-средством информационных технологий. Занятия были организованы в форме медиауроков: с ис-пользованием видео- и аудиоресурсов библиотеки, которые создавали наглядное представление об эпохе, о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества. Кроме того, мы решились пойти на эксперимент: при подготовке литературных мероприятий стали использовать аль-тернативное литературоведение с нетрадиционными взглядами авторов на произведения классиков. И это школьников заинтересовало…
На занятиях «Литература. RU» мы старались максимально приблизить классическое произведе-ние к читателю. Помогали увидеть ценность бессмертного творения писателя, то, чем эти книги ин-тересны и важны в любое время, а значит, и сейчас. Чтобы книга помогала школьникам лучше пони-мать людей и самим становиться лучше. Сочетанием двух факторов — применением новейших ин-тернет-технологий и нетрадиционным преподнесением литературных произведений — объясняется востребованность этих уроков и достаточно высокий спрос на классическую литературу.
Для работы со старшеклассниками мы в первую очередь брали «новичков» школьной програм-мы: роман-антиутопию «Мы» Е. И. Замятина, роман «Чевенгур» А. П. Платонова. Это мыслеемкие произведения, полные иносказательного смысла. Но тем интереснее была работа над ними и обшир-нее поле для творчества библиотекаря. Тем более что Андрея Платонова мы вправе считать нашим земляком: в свидетельстве о рождении он записан уроженцем города Задонска. Некоторые ученые-литературоведы видят в слове «Чевенгур» сходство с названием воронежского города Богучар. Замя-тин — тоже наш, он родился в Лебедяни. При проведении медиаурока по творчеству Е. И. Замятина использовалось значительное количество фотографий и фотодокументов, ранее нигде не публико-вавшихся. Их любезно предоставила нам Нина Сергеевна Замятина, внучатая племянница писателя.
Прежде всего мы нашли в произведениях этих авторов ту духовную основу, ту нравственную лестницу, подъем по которой реален для наших читателей, для их возраста. Именно эти писатели достойны поклонения и вечной памяти за то, что ценою своих сломанных судеб сказали правду о сложном времени начала XX века. Более того, эти авторы уже при жизни заставили говорить о себе.
При проведении занятий по программе «Литература.RU» психолого-педагогическое направле-ние было выбрано не случайно. Традиционное школьное преподнесение образов иногда приводило к их заштампованности. Причем этот штамп кочевал из поколения в поколение школьников. Теперь — иные взгляды критиков. Например, Тургенев, «Муму». Барыня не отдавала приказа убить злополуч-ную собачку, и от этого еще подлее выглядит ее окружение. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна Ла-рина не выходила замуж за старого генерала. Да, она вышла замуж за генерала, но А. С. Пушкин не определил его возраст. Это мы привыкли считать, если генерал, то пожилой, а после войны 1812 года было много молодых генералов. Об этом, например, пишет Инна Кленицкая (газета «Литература», № 17, 2010 г.). Как видим, классическая литература подобна современному компьютеру: система многоуровневая и требует серьезных размышлений.
Литературный штамп можно назвать оборотнем, так как на первый взгляд его вред незаметен. Поясню это на примере произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души». Преподавателями иногда дают-ся очень схематичные портреты главных героев, застывших в своей отрицательности. Коробочка — скопидомка, Собакевич — неотесанный грубиян, Ноздрев — кутила, Плюшкин — вообще «прореха на человечестве». Причем, если подчеркивается, что эти характеры настолько типичны, что букваль-но списаны с жизни, то у подростка может возникнуть впечатление, что «старая Россия» — это ис-ключительно Россия «мертвых душ». То есть вся история отрицательна. Все старое — плохо. Однако искаженное представление о героях может возникнуть и в случае осовременивания образов, прибли-жения их к читателю. В этом случае Чичиков будет восприниматься как положительный герой. А как же иначе? Удачливый предприниматель, ловкий делец, хороший психолог, умеющий подобрать клю-чики к каждому, с кем имеет дело, не теряется ни при каких обстоятельствах. Ну чем не пример для подражания? При таком отношении подросткам станет даже немного жаль, что ловкая афера Павла Ивановича не прошла. Почему так не повезло? За что?
Но если с помощью преподавателя или библиотекаря подросток всмотрится в этого лощеного любимца губернского высшего общества, то перед ним окажется типичный проходимец, лишенный элементарной порядочности, взяточник и казнокрад. Тем не менее Н. В. Гоголь пишет о своих персо-нажах: «Герои мои вовсе не злодеи. Прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель примирился бы с ними всеми». Например, все главные действующие лица «Мертвых душ» гостепри-имны (за одним исключением). Вспомним, какой хлебосольный прием оказала Чичикову прижими-стая Коробочка. Она приютила в своем доме совершенно незнакомого человека, оказавшегося в бед-ственном положении. (У Чичикова сломалась бричка, а сам он упал в грязь). Мог бы он в настоящее время рассчитывать на такой прием?..
Исключение из ряда гостеприимных хозяев составляет Плюшкин Степан. Если вспомнить, что старику 74 года, то можно было бы прибавить отчество. Но отчество Плюшкину не полагается. Точ-нее, он его утратил. В одноименной экранизации «Мертвых душ» режиссер М. А. Швейцер, внима-тельно относящийся к каждому слову классика, дал потрясающую трактовку образа Плюшкина. Н. В. Гоголь очень сдержанно, на одной страничке, поведал читателю, как бережливый человек, к которому «заезжали соседи учиться у него хозяйству», превратился в олицетворение скупости. Этот эпизод в пятисерийном фильме талантливого режиссера занимает 8 минут. Тикают часы, и под этот звук начинается отсчет взрослой жизни помещика Степана Плюшкина. Он только что венчался и ве-дет из церкви привлекательную молодую жену, «которая славилась хлебосольством». И действитель-но, за длинным столом в доме полно гостей. Все действие в эпизоде, отведенном Плюшкину, проис-ходит в одной комнате, за одним и тем же длинным столом. Вот уж за ним сидят две миловидные дочки, по словам автора, «обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка…». Плюшкина и дети, и гости уже немного раздражают. Они отнимают слишком много времени. У него «все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали сукон-ные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина».
Стучат часы, идет время. За столом уже меньше гостей, побледнела и осунулась хозяйка, не-терпеливо барабанит по столу пальцами хозяин. Дела ждут, дела. А эта молодежь так расшумелась... Сын уже в гимназической форме, а дочери — на выданье. Но Плюшкин не замечает этого: ни болез-ни жены, ни проблем выросших детей. Умирает хозяйка, умирает младшая дочь. Старшая дочь убе-жала с штаб-ротмистром, сын определился в полк. Вместо денег отец послал им проклятия. «Старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится не-насытнее». Все действие этого эпизода в фильме идет без слов. Библиотекарь комментирует проис-ходящее. Этот эпизод оказывает очень сильное влияние на подростков — участников мероприятия.
Старшеклассники сидят, глубоко задумавшись, ведь у них впереди вся жизнь, которую каждый хотел бы прожить в достатке. Но несколько минут назад они увидели, как в погоне за прибылью че-ловек потерял нечто (а точнее, свою бессмертную душу) и перестал быть человеком. Как это, оказы-вается, страшно! Страшно потому, что это происходит незаметно для самого человека.
Как правило, читатели после мероприятий, которые задели их за живое, приносят нам и свои художественные тексты. Например, Катя Двуреченская принесла такое стихотворение:

В записку вложен телефон,
Как SOS-сигнал, как взлет удачи.
Не для меня оставлен он,
Не для меня он предназначен.
Он вручен нежной и святой,
Чтоб в муке смертной ждать ответ.
Да, это мне, но это — «той»,
А «той» меня давно уж нет.

Эта девочка наглядно продемонстрировала духовно-интеллектульный уровень современного выпускника, который уже кое-что понимает в нашей взрослой жизни и, к счастью, не все в ней при-емлет. А ЕГЭ, увы, предлагает им тест с заданием по стандартному образцу:
«Кто в финале поэмы А. А. Блока «Двенадцать» оказался впереди с кровавым флагом?»
• Христос
• Петька
• Катька
• бродяга
(Тест №5. Задание А 18. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию М. «Экзамен», 2005 г.)
Уже исходя только из этических соображений, этот ряд составлять нельзя. Или еще пример:
Кто хорошо знал о том, как заработал свое состояние господин из Сан-Франциско из рас-сказа И. А. Бунина?
• индийцы
• китайцы
• нубийцы
• сингалезцы
Комментарии тут, как говорится, излишни. Вопрос неудачен.
Вы можете сказать, что Катя — одиночка. Нет. Современные дети очень талантливы. Чтобы в этом убедиться, достаточно просмотреть работы участников различных литературных конкурсов, ре-гулярно проводимых нашей библиотекой. Эти дети к нам приходят, находят художественные произ-ведения, которые им интересны, читают и как умеют выражают свои мысли по поводу прочитанного. И, в свою очередь, эти дети интересны нам как люди, как личности, а все их хорошие отметки по ли-тературе — они и наши тоже. Как, к сожалению, и двойки, и выдача сокращенных текстов и уговоров вдогонку: «Ну, потом, будет время, прочитай, ведь интересно!»

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика