Главная Достопримечательности Кунгурские храмы


Кунгурские храмы

никольский храм

 

В 18 – 19 веках Кунгур далеко за пределами Пермской епархии был известен своими церквами. В. И. Шишонко, директор народных училищ Пермской губернии, писал в своей знаменитой «Пермской летописи» так:

«Кунгур едва ли не более всех городов Пермской епархии славен численностью и украшениями церквей Божьих... А город небольшой; и по числу жителей меньше г. Перми и гораздо меньше Екатеринбурга. Все церкви в Кунгуре украшены достаточно».

В историю каменного зодчества Кунгура внесли свою лепту мастера Центральной России, Вятской земли и Урала. Их стараниями был создан неповторимый ансамбль, состоящий из храмов и колоколен, купеческих особняков и мещанских домов, общественных сооружений и учебных заведений, гостиных дворов и торговых лавок, фабрик и заводов.

К концу 1917 года в городе имелись церкви всех разновидностей: приходские, кладбищенские, монастырские, домовые.

Православные храмы играли большую роль в формировании облика города. Белизной стен, блеском луковичных главок, вертикалями колоколен они выделялись на фоне малоэтажной жилой застройки Кунгура, играя роль архитектурных доминат.

Сооружение храмов велось в Кунгуре почти все 18 столетие. Было возведено семь каменных храмов: два собора, три приходские церкви, одна кладбищенская и церковь – часовня. Именно со строительством культовых сооружений было связано зарождение и развитие монументального каменного зодчества Кунгура.

При возведении храмов использовали местные строительные материалы: камень, кирпич, дерево, металл. Возведением кунгурских церквей занимались артели мастеров – строителей, которые приглашались из центральной России, Вятского края, с севера Прикамья.

В начале 20 века в Кунгуре было четырнадцать монументальных культовых сооружений, не считая часовен и домовых церквей. Их изображения помещали на почтовых открытках и фотографиях.

Шестьдесят произведений каменного и деревянного зодчества Кунгура имеют статус памятников истории, архитектуры и градостроительства. Четыре из них: городовой магистрат (дом воеводы), Тихвинская и Преображенская церковь, Гостиный двор являются памятниками федерального значения.

Самым первым на государственный учёт в 1974 году были поставлены здания Городового магистрата и Гостиного двора, самым последним в 2002 году в список был внесён ансамбль привокзальной площади со зданиями придорожного вокзала и водонапорной башни.

Преображенская церковь (1768—1781), ул. Уральская, 6а
Находится на правом низком берегу Сылвы напротив городского центра. Она во многом повторяет архитектуру Успенской церкви. Теплый Казанский храм, расположенный в первом этаже, освящен в 1768 г., основной холодный храм, во втором этаже, — в 1781 г. Церковь относится к типу трапезных. Пятигранная апсида, четверик основного храма, трапезная с колокольней над ней и притвор расположены вдоль одной оси.
С южной стороны к трапезной примыкает галерея с крытым крыльцом. Высота колокольни 36 м, высота первого этажа 5,5 м, второго — 5,65 м. Стены церкви кирпичные, фундамент бутовый, для обработки фасада использован фигурный и лекальный кирпич. Церковь оштукатурена снаружи и внутри, цоколь облицован тесаным камайским камнем (известняк белого цвета, добывался около деревни Камаи, находящейся недалеко от Кунгура). Четверик церкви увенчан пятиглавием. Луковичные главы с очень тонкими шейками покоятся на восьмигранных двухступенчатых барабанах, расположенных по сторонам света.
Декоративное убранство фасадов разнообразно. Стены храмовой части заканчиваются парапетом с декоративными волютами, на которых и поставлены барабаны глав. Окна храмовой части обрамлены фигурными наличниками. Стены четверика основного храма, алтаря и трапезной с притвором завершены профилированным карнизом и имеют аркатурный пояс из лекального кирпича. Три уменьшающихся восьмерика колокольни, следующие за ярусом звона, выразительно орнаментированы.
Спасо-Преображенский храм находится в хорошем состоянии. Сохранились элементы старого интерьера, не из¬менена планировка. В настоящее время храм действующий.

Тихвинская церковь (1758 - 1763, 1881 - 1884), ул. Ситникова, 52
Тихвинская церковь построена на горе, над рекой Сылвой и является памятником двух эпох и двух стилей. Её строительство связано с упразднением одноименного Кунгурского девичьего монастыря, существовавшего на территории земляного города. Ещё в 1758 году к деревянному монастырскому храму пристроили каменный придел во имя Иоанна Богослова, где впервые в Кунгуре появился жучковый орнамент.
После закрытия обители при церкви создали самостоятельный приход. Деревянная часть храма была разобрана. В 1763 году завершилось строительство каменного здания, которое велось на средства Кунгурского воеводы Ю. А. Матюнина и пожертвования прихожан.
24 мая 1763 состоялось освящение главного Тихвинского храма. Он был устроен холодным, то есть не отапливаемым в зимнее время года. Храм состоял из четверика с пятигранной апсидой, трапезной и колокольни. Колокольня была каменная и примыкала с западной стороны к самому храму. В таком виде Тихвинская церковь существовала до 1881 г. В 1882 - 1884 г. были построены два предела, новая колокольня и главный Тихвинский храм соединён с пределами аркой, и стал теплым.
В храме хранилась святыня – икона Тихвинской Богоматери, по которой ещё в конце XVII века монастырская церковь получила своё название. Этот образ считался чудотворным. Его сила проявилась в январе 1774 года, во время героической защиты Кунгура от войск Е. И. Пугачева.
С 14 июня 2002 г., после 67-летнего перерыва, в храме вновь зазвучала церковная молитва. В 2004г. были установлены колокола, в 2007 г. восстановлены пять куполов и кровля на четверике храма, в 2008 – новый иконостас, один из самых красивых не только в Пермском крае, но и на Урале. В 250-летний юбилей Тихвинского храма иконостас был освящен. Это истинное произведение искусства, изготовленное художниками Палеха по образу иконостаса в церкви Двенадцати апостолов в Патриарших палатах Московского Кремля. Его изготовление обошлось в 7,5 млн рублей. Такой дорогой подарок Тихвинскому храму сделали собственники фирмы КНАУФ, которые поддерживают традиции благотворительности. В честь благотворителей в притворе храма установлена мемориальная доска.


Всехсвятская церковь (1847), ул. Коммуны, 119
У большинства кунгурских культовых сооружений главный храм представляет собой четверик. У некоторых церквей он с юга и с севера дополнен небольшими пределами, которые зачастую появлялись в более позднее время. К таким культовым постройкам принадлежит и Всехсвятская церковь, расположенная на Ледяной горе над Карасьим озером.
История возникновения этого храма связана с основанием одного из новых кладбищ, место для которого было выделено за пределами городской черты.
Построена церковь кунгурским купцом Петром Стефановичем Фоминых на капитал его тестя, купца Федора Лаврентьевича Шмакова, освящена 1 июня 1847 года Преосвященным Аркадием.
Всехсвятская церковь относится к постройкам отечественной архитектуры так называемого «переходного» периода. В ней черты классицизма сочетаются с новшествами историзма. Лаконичный, вытянутый вверх четверик основного храма с полуциркульными наличниками окон увенчан ребристым ложным куполом.
Во время советской власти Всехсвятская церковь долгие годы была единственным действующим храмом города.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь.
Никольская церковь (1894-1917), ул. Гоголя, 5
История Иоанно-Предтеченского храма началась с небольшой церкви, освященной в 1787 году на старом кладбище. Освящение церкви происходило в память Иоанна Предтечи. Начиная с 70-х годов XIX века и вплоть до 1904 года, церковь неоднократно перестраивалась, превращаясь в просторный храм. В результате в нем стало 4 придела: Иоанно-Предтеченский, во имя Алексия Человека Божия и два — во имя святителя и Чудотворца Николая. Несмотря на то, что главный престол храма был освящён в честь Иоанна Предтечи, в народе церковь уже в начале XX века стали называть по двум её приделам Никольской.
Это храм-памятник, который одновременно служит приходской церковью. Он возведён над могилой знаменитого купца-чаеторговца Алексея Семёновича Губкина. К храмовой двух¬этажной части, несущей пятиглавие, с запада примыкает трапезная и шатровая колокольня. Центральная, храмовая, часть справа и слева имеет приделы. Особенностью этой церковной постройки является высокохудожественное вос¬создание форм русской архитектуры XVII в. Такое воспроизведение форм древнерусской архитектуры на Урале нигде не встречается.
Церковь выстроена из красного кирпича. Для деталей и украшений использован фигурный кирпич. Для отделки цоколя, наличников, пилястр, карнизов применен местный камень белого цвета (камайский).
Возведение подобной постройки говорит о вы¬соком умении местных мастеров-строителей. Монументальная живопись выполнена по образцам XVII в. академиком живописи Е. Н. Харламовым. В 1931 г. храм был закрыт. Церковь возвратили верующим в 1990 г. и в настоящее время в ней идут богослужения.

У Кунгурского Иоанно-Предтеченского  женского монастыря  появился  свой  сайт

http://www.monastir-kungur.ru

Николаевская церковь тюремного замка. Улица Гоголя, 1
Из всех кунгурских монументов, посвященных представителям царствующего Дома Романовых, до наших дней сохранился только один – Николаевская церковь тюремного замка.
Этот одноглавый храм построила вдова чиновника, Фекла Степановна Столбова, в память спасения наследника-цесаревича Николая Александровича от смертной опасности в Японии. 13 сентября 1894 года в присутствии многочисленных гостей состоялось торжественное освящение храма.
С 1919 у здания началась новая жизнь. В конце XX века бывший храм, где сейчас располагается одно из учреждений здравоохранения, получил статус памятника градостроительства и архитектуры.

Успенская церковь (1755-1761, 1851-1871)
Строительство этого культового сооружения велось на средства прихожан подгорного прихода и на пожертвования кунгурского купца И.М. Хлебникова.
Церковь принадлежала к храмам трапезного типа. Состояла из алтарной части, основного храма с приделом, трапезной и колокольни. Теплый придел, устроенный в честь популярного в Прикамье Стефана Великопермского, был освящен в 1755 году. Через шесть лет, в 1761 году произошло освящение главного Успенского храма, построенного холодным. Основной объем Успенской церкви представляет из себя одноэтажный четверик с фронтонами-полуглавиями на фасадах, которые были популярной формой барочного зодчества. На боковых фасадах окна размещены в три ряда. Наличники с полукруглыми выступами и завитками-волюта¬ми имеют плоскостной характер декора.
Успенскую церковь венчает пятиглавие. В основании центральной главы лежит малый световой восьмерик. Боковые главы, размещенные по углам четверика храма, установлены на глухих граненых барабанах, стоящих на кубических постаментах.
По своему объемно-планировочному решению кунгурская Успенская церковь имела в Прикамье несколько храмов-родственников, возведенных, по всей видимости, теми же мастерами. Это Воскресенская церковь в Соликамске, Богоявленская - в Нижне-Чусовских городках, Воскресенс¬кий собор в Чердыни.
До наших дней здание Успенской церкви дошло со значительными утратами. В 1930-е годы была разобрана колокольня и уничтожено пятиглавие. Позднее, во время одной из реставраций, ее луковичные главки были восстановлены. Юго-восточнее Успенской церкви в 1774 г. была выстроена Мининская церковь. До настоящего времени не сохранилась.

 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика