Главная Креатив-лаборатория «Книга. Поиск. Творчество» Интернет-ассорти «Похвала чтению» - ВЫСОЦКИЙ: человек, поэт, актёр


Интернет-ассорти «Похвала чтению» - ВЫСОЦКИЙ: человек, поэт, актёр

Индекс материала
Интернет-ассорти «Похвала чтению»
Спортивно-книжный марафон шагает по Кубани
Искусство обсуждения
Автограф на память
ВЫСОЦКИЙ: человек, поэт, актёр
Все страницы

 

 

 

 

 

ШАПОВАЛОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ",БИБЛИОТЕКАРЬ

ВЫСОЦКИЙ: человек, поэт, актёр: устный журнал


Оформление: занавес, в стороне стол со свечой, портрет В.Высоцкого, на середине сцены - стул, рядом гитара.

Действующие лица:
Ведущие 6 человек (каждую страницу читают разные ведущие)
Юноши 4 человека (друзья Высоцкого)
Чтецы 4 человека.

СТРАНИЦА 1 ВЫСОЦКИЙ...

Л. Сульповар: "23 июля 1980 года я дежурил. Ко мне приехали Янклович и Федотов. И говорят, что Володя совсем плохой. Что дальше это невозможно терпеть и надо что-то делать. Мы поехали туда. Состояние Володи было ужасным! У него уже были элементы "циноза" - такая синюшность кожи. Запрокинутая голова, знаете - как у глубоко спящего человека, особенно выпевшего западает язык... У такого человека почти всегда губы синюшные, синюшные пальцы... Мы положили его на бок, придали правильное положение голове, чтобы язык не западал... Прямо при нас он немного порозовел. Стало ясно, что или надо предпринимать более активные действия, пытаясь любыми способами спасти, или вообще отказаться от всякой помощи..."
Ю. Емельяненко : " 24 июля мы приехали на Малую Грузинскую поддатые, весёлые... Володя спел пару песен. Знаете, мы его никогда не просили петь, он не любил, чтобы его просили. Он вдруг сам, ни с того ни с сего, брал гитару и пел. Это возникало спонтанно... Он сам высовывался со своими предложениями по этому поводу и не принимал чужих рекомендаций и просьб. А вот когда подходило у него, приперало, он говорил: " Так, спою чего-то новое сейчас или прокатаю новую песню..." А мы уже знали все эти механизмы у него и сами не просили петь.
голос за кадром
ВЕДУЩИЙ: У Высоцкого действительно был не простой характер. А почему он должен быть простым? У него действительно были запои. Но на это были и причины. У Высоцкого была сложная личная жизнь, но зато остались наследники. В браке со второй женой, Людмилой Абрамовой, у Владимира родились двое сыновей - Аркадий и Никита.
Ю. Емельяненко : Так вот он спел пару песен, сейчас уже не помню, какие. Ещё кто-то из нас сказал: " Володя, ну что ты орёшь, как сумашедший, как резаный, мы же здесь рядом все?!". "А я иначе не могу", - и пошёл... Спел он пару песен и ещё в кайф вошёл, он до этого укололся, видимо... Он говорит: " Ну, могут друзья мои съездить, достать мне водки, мне хочется выпить". Никто не смог достать... Володя вроде бы затих. Затих, сменившись с обстановкой, что нигде ничего не достанешь , ну куда же - час ночи... Я поднялся, мне было неудобно, пора уже было уходить. Мы взяли машину и уехали..."
А. Федотов: "24 июля я работал... Часов в восемь вчера заскочил на Малую Грузинскую. Володе было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда он при мне сказал матери Нине Максимовне:
- Мама, я сегодня умру...
В. Нисанов: "Двадцать четвёртое... Вечером мы сидели у меня на кухне до часу ночи, что-то пили и ели. примерно в два часа ночи позвонил Федотов: " Принеси немного шампанского. Володе нужно".
А. Федотов: "Эта ночь для Володи была очень тяжёлой. Я сделал укол снотворного. Он всё маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате..."
4 часа утра - самое коварное время для человеческого организма. Давление ещё низкое, мозг снабжается минимальным количеством крови. Это час когда чаще всего умирают люди...
Именно в это время 25 июля 1980года - наступила зловещая тишина: в квартире на Малой Грузинской улице, именно в это время ушёл из жизни талантливый человек - поэт, певец, актёр - Владимир Семёнович Высоцкий.

ВЕДУЩИЙ: Владимир Высоцкий: Это имя и при жизни было легендой. А после смерти этим именем называют театры, корабли. В 1965 году астрономы Крымской обсерватории назвали открытую ими планету именем Владимира Высоцкого. Она значиться под номером 2374 в Международном каталоге планет.
Жизнь его короткая, но стремительная, пересекла небосклон человеческих судеб сияющим метеоритом. Он много раз умирал, но вновь воскресал. Не умел жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ.

ВЕДУЩИЙ: Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.

СТРАНИЦА 2 ВЫСОЦКИЙ АКТЁР

ВЕДУЩИЙ: После окончания школы студии МХАТ стал работать в Московском драматическом театре им. Пушкина. Потом, когда в 1964 г. открылся театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, молодой актёр пришёл туда и проработал в этом театре до конца жизни. 
Несмотря на то, что Высоцкий сначала играл в театре небольшие эпизодические роли, зрители сразу же приметили талантливого актёра. Признали его и коллеги по творчеству.
Уже после первого спектакля - "Павшие и живые" по пьесе В. Розова - Высоцкий вошёл в число ведущих артистов театра.

ВЕДУЩИЙ: Прошло совсем немного времени, и зрители пошли в театр "на Высоцкого". Они ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актёра в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета. Своей игрой Высоцкий ниспровергал все каноны, его герои жили на сцене. боролись и страдали. Первой его ролью в театре стал сложный и противоречивый образ Галилея в спектакле " Жизнь Галилея". Галилей Высоцкого был сильным и слабым одновременно, он боролся не только с невежеством людей, но и с самим собой.
В марте 1968 г. Высоцкий получил одну из первых премий за роль Хлопуши в спектакле "Пугачёв". Вершиной творчества актёра стала роль Гамлета в одноимённом спектакле. В 1976 году эта роль была отмечена Гран-при на Белградском международном фестивале.

ВЕДУЩИЙ: В кино Высоцкий сделал меньше, чем в театре. Впервые он снялся в фильме " Сверстницы", где сыграл роль студента Пети. Но это была небольшая роль, которая не оставила яркого следа ни в творческой биографии актёра, ни в восприятии зрителей. Зато другая его роль - радиста Володи в фильме "Вертикаль" - запомнилась надолго. Многие отождествляли этот образ мужественного и надёжного парня с личностью самого Высоцкого. Здесь он пел свои песни, которые специально написал к этому фильму. И до сих пор фильм "Вертикаль" помнят только по тому, что в нём снимался Высоцкий.
Правда, случалось и так, что песни написанные Владимиром Семёновичем, озвучивал в кино другой актёр или певец, как, например, в фильме "Стряпуха".
В конце 60-х годов Высоцкий сыграл несколько ролей в историко-революционных фильмах - "Опасные гастроли", "Интервенция". Правда, вторую картину зрители увидели намного позже. Сразу после съёмок она угодила на пресловутую "полку", куда складывались опасные, по соображениям цензуры, произведения. В этом фильме буд-то бы не так показали революцию. В другом фильме - "Служили два товарища", где Высоцкий сыграл белогвардейского офицера Брусенцова, - слишком уж ясно прозвучал мотив бессмысленности гражданской войны. Поэтому, как и "Интервенция", этот фильм попал к зрителям не сразу. И тем не менее в кино происходило то же самое, что и в театре. Многие фильмы привлекали зрителей лишь тем, что в них играл Высоцкий.

ВЕДУЩИЙ: От него ждали какого-то откровения, и он никогда не обманывал надежд, даже если играл роли отрицательных персонажей, как в фильме "Хозяин тайги", где актёр сыграл роль браконьера Рябого. В исполнении Высоцкого и белогвардейский офицер Брусенцов, и браконьер Рябой - люди отчаявшиеся и опусташённые, которых обстоятельства вынуждают поступать именно так, а не иначе.
Так получилось, что в кино у него сложилось определённое амплуа - жёсткого, бескомпромиссного героя, которое режиссёры во многом эксплуатировали. Это и фон КОрен в фильме "Плохой хороший человек", Дон Гуан в "Маленьких трагедиях", Ибрагим в "Сказе про то, как царь Пётр арапа женил". Но, пожалуй, самой яркой и наиболее удачной ролью Высоцкого в кино стала его последняя роль - капитана Жеглова в четырёх серийном приключенческом фильме "Место встречи изменить нельзя".
Сегодня мы не можем представить себе в роли Жеглова другого актёра, но Высоцкого не хотели видеть в этой роли заказчики фильма и постоянно капали на мозги: "Найдите другого, найдите другого". И лишь режиссёр С. Говорухин твёрдо верил, что лучше эту роль никто не исполнит. Для этого Говорухин поступил хитро: сделал микрофильм с участием Высоцкого и там же - кинопробы других актёров, кандидатов на эту роль. Причём последних специально попросил играть плохо, чтобы не перебегать дорогу Высоцкому. В итоге заказчик был вынужден смириться с присутствием Высоцкого.

ВЕДУЩИЙ: Съёмки начались 10 мая в Одессе... и едва сразу не закончились.
После съёмок часть съёмочной группы отправилась на дачу, где временно разместились Высоцкий и его супруга Марина Влади. Последняя в тот день отмечала свой 40-летие, и на даче по этому поводу был небольшой сабантуй. У всех было хорошее настроение, но его едва не похоронила (вместе с фильмом) сама именинница. Вот как об этом вспоминает Говорухин С.:
" Случилась неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами на глазах говорит:
- Сними другого актёра, отпусти Володю! Он не может сниматься.
- Давай его сюда, - говорю я .
Володя приходит и объявляет:
- Славик, я тебя прошу... Пойми, я не могу сниматься, ну не могу тратить год жизни на съёмку этой картины. Мне так мало осталось. ( У него это предчувствие близкого конца всегда было). У нас большие планы: мне хочеться на Таити поехать.
Он страшно любил путешествовать, а тут открылась такая возможность: последние три-четыре года он мотался уже по всему миру.
Ну, конечно, я тут же нажал на все педали:
- Это же трагедия! Ты, что сумашедший? Так хотел сниматься в "Эре милосердия", можно сказать был зачинателем идеи - сделать фильм по роману Вайнеров, так волновался утвердят, не утвердят на Жеглова, и вдруг... Как это так? Что ты? Ты можешь себе представить? Ну, хотябы о деньгах подумай - это бешеные деньги: остановить всё производство, искать нового актёра! Кто нам после этого даст это кино снимать?!
Короче с трудом, но мне удалось их уговорить..."

ВЕДУЩИЙ: Действительно, заявление Высоцкого выглядело странно: сам вдохновил Говорухина на съёмки фильма, все уши прожужжал о роли Жеглова, и на тебе - расхотел сниматься. Но была в этом заявлении артиста своя правда - он уже предчувствовал близость своего конца. Вступив в отчаянную гонку со смертью, Высоцкий прекрасно понимал, на чьей стороне в скором времени будет победа. Не зная точно, когда наступит развязка, он теперь каждый из отпущенных ему судьбой дней проживал так, как будто это последний день в его жизни...


СТРАНИЦА 3 ВЫСОЦКИЙ ПОЭТ ПЕВЕЦ

ВЕДУЩИЙ:
Я был душой дурного общества,
И я могу сказать тебе:
Мою фамилью-имя-отчество
Прекрасно знали в КГБ.
В меня влюблялася вся улица
И весь Савеловский вокзал.
Я знал, что мной интересуются,
Но всё равно пренебрегал.
Свой человек я был у скокарей,
Свой человек - у щипачей, -
И гражденин начальник Токарев
Из-за меня не спал ночей.
Ни разу в жизни я не мучился
И не скучал без крупных дел, -
Но кто-то там однажды скурвился, ссучился -
Шепнул, навёл - и я сгорел.
Начальник вел себя не въедливо
И очень скромно отвечал:
"Не брал я на душу покойников
И не испытывал судьбу, -
И я начальник спал спокойненко
И весь ваш МУР видал в гробу!"
И дело не было отложено,
И огласили приговор, -
И дали всё, что мне положено,
Плюс пять мне сделал прокурор.
Мой адвокат хотел по совести
За мой такой весёлый нрав, -
А прокурор просил всей строгости -
И был, по- моему, не прав.
С тех пор заглохло моё творчество,
Я стал скучающий субъект, -
Зачем мне быть душою общества,
Когда души в нём вовсе нет!
1961.

ВЕДУЩИЙ: Первые литературные опыты Владимира Семёновича относятся к студенческим годам. В первой половине 1960 годов он начал исполнять свои стихи и песни в дружеских компаниях, а с 1965 годах на публичных вечерах и концертах.
На своих концертах он часто любил повторять: я никогда не думал, что буду выступать перед такими большими аудиториями, писал для друзей, для небольшого дружеского круга (называл имена - Шукшин, Тарковский, Макаров, Качарян, Туманов)... Тем не менее, искусство владеть залом было присуще ему в полной мере, не только как профессиональному артисту, но и просто как личности, как человеку. Недаром он смело просил зажигать свет в любом зале, никогда не работал в полутьме, просил поменьше хлопать, смело заговаривал с теми, кто писал записки или что-то выкрикивал. Это была его стихия. Он в ней чувствовал себя как рыба в воде.
Взлёт популярности Высоцкого пришёлся именно на 70-е годы, тот период истории, когда отношения между государством и творческой личностью складывались отнюдь не в пользу последней.
Одна из главных тем, о чём пел Высоцкий, - это отношение художника к миру, осмысление своего места в нём. Для него судьба поэта в современном мире чаще всего трагична: " Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души..." - поёт он в одной из песен.

ВЕДУЩИЙ: Высоцкий родился с обнажённой душой. Его песни могут нравится, могут раздражать. Но в них всегда звучит беспощадный вопрос: "Как жить по совести?". Может быть, этим и объясняется их неслыханная, феноменальная слава? А бюрократы, запрещая его песни, лишь увеличивали популярность Высоцкого. На все преграды, которые строила ему власть, он отзывался стихами.

ЧТЕЦ:
У меня гитара есть -
расступитесь, стены!
Век свободы не видать
из-за злой фортуны!
Перережьте горло мне,
перережьте вены,
Только не порвите
серебряные струны!
Я зароюсь в землю, сгину
в одночасье.
Кто бы заступился за мой
возраст юный?
Влезли ко мне в душу, рвут её
на части,
Только не порвите серебрянные
струны!
Но гитару унесли - с нею
и свободу.
Упирался я , кричал: - Сволочи!
Паскуды!
Вы втопчите меня в грязь,
бросьте меня в воду,
Только не порвите серебрянные
струны!
Что же это, братцы? Не видать
мне, что ли,
Ни денёчков светлых, ни ночей
безлунных?
Загубили душу мне, отобрали
волю,
А теперь порвали серебрянные
струны!

ВЕДУЩИЙ:
Песни Высоцкого расходились в записях по всей стране и далеко за её пределами. Люди переписывали их, запоминали несложные мелодии и пели сами под гитару у костров, на студенческих вечеринках. Песни Высоцкого "шагали по стране победным маршем". Рассказывают, как однажды Театр на Таганке прехал на гастроли в один из сибирских островов, и когда Высоцкий шёл по улице, окна всех домов были открыты и оттуда доносились записанные на магнитофон его песни. Такой популярности не имел, пожалуй, ни один, даже самый знаменитый певец.
Объяснение такой всенародной любви к песенному творчеству Владимира Высоцкого содержится в словах Аллы Демидовой, актрисы театра на Таганке, которая говорила, что в его творчестве каждый узнавал себя. Он жил в своём времени, чувствовал его, пел о нём. Песни Высоцкого - это была сама жизнь, которая у всех тогда была одинаковой.

ВЕДУЩИЙ: Очень много его песен посвящено Великой Отечественной войне, которую он пережил ребёнком и много запомнил о событиях этого времени из рассказов отца и его друзей.
звучит попурри военных лет

Жена Марина Влади по этому поводу говорила:
На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, ты в войне не участвовал, но "прожил" ее в своих песнях.

Звучит песня "Братские могилы".

ВЕДУЩИЙ: Вокруг имени Высоцкого ходило много слухов и легенд ещё и по тому, что зрителям и слушателям было трудно поверить, что сам он никогда не воевал, не летал в космос, не был шахтёром или не сидел в тюрьме, - ведь всё о чем он пел, было так убедительно, как будто автор всё пережил сам. При жизни о Высоцком писали мало, но теперь критики вспоминают: "Когда он пел или играл, всегда казалось, что идёт какой-то бой. В этом голосе можно было расслышать лязг металла, скрежет тормозов, торжественный трубный звук и предсмертный стон - всё в этом бою звучит вокруг человека и внутри его. Этот бой, эта сверх напряжённая, непрекращающаяся работа над собой и была главной тайной человеческого излучения Высоцкого".
ВЕДУЩИЙ: Есть поэты, творчество которых никого не оставляет равнодушным. Их читают и перечитывают, любят и отвергают, понимают и не понимают. О таких поэтах много пишут, спорят, стараются навести на них "хрестоматийный глянец". Но все усилия подвести творчество поэта к однозначным оценкам оканчиваются неудачей, так как об их творчестве нельзя сказать " хорошо" или "плохо". Оно не зависит от времени и пространства, оно принадлежит всем и каждому. Таким сложным, интересным и не объяснимым остаётся для нас творчество Владимира Высоцкого. Он ещё при жизни был поистине легендарен и насущно, как воздух, необходим людским толпам, стекающимся его слушать. Он пел на всю страну, и песня его приобретала силу набата и сокрушительность взрыва.

ВЕДУЩИЙ: Высоцкий жил взахлёб, вразнос, наотмашь, сжигая себя, а в последние годы уничтожая. Алкоголизм, а тем более наркомания 
(частые спутники талантов) - это замедленное, скрытое, растянутое во времени самоубийство.

ЧТЕЦ:
Упрямо я стремлюсь ко дну -
Дыханье рвётся, давит уши...
Зачем иду на глубину -
Чем плохо было мне на суше?
Там, на земле, - и стол, и дом,
Там я и пел, и надрывался:
Я плавал всё же - хоть с трудом,
Но на поверхности держался.
Линяют страсти под луной
В обыденной воздушной жиже, -
А я вплываю в мир иной:
Тем невозвратнее - чем ниже.

ВЕДУЩИЙ: Высоцкий как будто чувствовал, что долго ему не жить. Поэтому он и спешил, хотел успеть сделать побольше. Хотя одних только песен он за двадцать лет создал более шестисот. В одной из них есть пророческие слова:

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю ва вскачь не лететь.
Но что за кони мне попались привередливые!
И дожить - не успел, и допеть - не успеть...

ВЕДУЩИЙ: Он был болен. Пристрастие к наркотикам привело к тому, что 25 июля 1980 года в своей московской квартире В.С. Высоцкий скончался от сердечного приступа.

ЧТЕЦ:
Ещё одна разбита фара.
И свет погас.
Возьму упавшую гитару,
Спою для вас.
Слова грустны. Мотив не весел,
В одну струну.
Но жизнь, раставшуюся с песней,
Я помяну.
И снова слышен хриплый голос.
Он в нас поёт.
Не мало судеб укололось
О голос тот.
И над душой - что в синем небе -
Не властна смерть.
Ах, чёрный лебедь, хриплый лебедь,
Мне так не спеть.
Восходят ленты к нам и снимки,
Грустит мотив.
На чёрном озере пластинки
Вновь лебедь жив...

Звучит песня "Чуть помедленнее кони"

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Всё обо всех: Т 3.- М: Филол. об-во " СЛОВО", 1997. - 448с.:илл.
Савченко Б.А. Кумиры российской эстрады. - М.: Алгоритм, 2003. - 384с.: илл
Новиков В.И. Высоцкий. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - 474с.:илл. 
Влади М.В. Владимир, или Прерванный полёт. - М.: АСТ; Харьков: Фолио,2007. - 286с.
Раззаков Ф.И. Скандалы советской эпохи. - М.: Эксмо, 2008. - 704с.: илл.
Раззаков Ф.И. Как уходили кумиры. - М.: Эксмо, 2007. - 672с.: илл.
Высоцкий В.С. Нерв: Стихи. - М.: Современник, 1988. - 239с.
Высоцкий В.С. Поэзия и проза. - М.: Кн. палата, 1989.- 448с. 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика