Главная Креатив-лаборатория «Книга. Поиск. Творчество» Интернет-ассорти «Похвала чтению» - Искусство обсуждения


Интернет-ассорти «Похвала чтению» - Искусство обсуждения

Индекс материала
Интернет-ассорти «Похвала чтению»
Спортивно-книжный марафон шагает по Кубани
Искусство обсуждения
Автограф на память
ВЫСОЦКИЙ: человек, поэт, актёр
Все страницы

 

 

 

 

Носырина Ольга Николаевна  
Зав. методическим отделом
Муниципальное учреждение культуры
Централизованная библиотечная система г. Рыбинска,
Центральная городская библиотека им. Ф.Энгельса


Искусство обсуждения

Методические рекомендации к проведению обсуждений, диспутов, читательских конференций в детской и юношеской библиотеке.
«Книга делает своё дело, разумеется, не тогда, когда стоит на полке. Вся суть в том, чтобы она там не стояла. Умение пускать книги в читающую публику и пускать их планомерно, упорно и по всем направлениям -это своего рода практическое искусство…»
Н.А.Рубакин.
Уважаемые коллеги!
К созданию этого методического пособия меня подтолкнуло желание заинтересовать библиотекарей такой формой работы с книгой как её обсуждение. Это, пожалуй, самый эффективный метод, который не только учит ребёнка либо подростка внимательному, вдумчивому и творческому чтению, но и оставляет в его душе глубокий нравственный след от встречи с книгой.
Опорной точкой к обсуждению в младшем возрасте должны стать громкие чтения с последующей беседой о прочитанном.
Следующий шаг –самостоятельное чтение и открытое размышление над книгой.
Читательская конференция предполагает презентацию новых, забытых и просто любимых книг, сделанную самими читателями.
Дискуссия, пожалуй, самая сложная форма обсуждения, так как предполагает выявление диаметрально противоположных мнений о книге и возможность приверженцев этих мнений отстоять своё.
Пособие даст вам понятие о структуре и основных правилах подготовки и проведения читательской конференции, обсуждения книг и дискуссии. В приложении для примера приведена методика подготовки и реализации обсуждения с подростками книги Е. Мурашовой «Класс коррекции». Завершит пособие библиографический список методических материалов, которые помогут вам легко и грамотно ввести в свою практику интереснейшую форму с читателем – обсуждение книги.
1. Проведение читательской конференции.
Правила проведения читательской конференции:
- В конференции участвуют дети или подростки, их родители и педагоги.
- Все участники имеют право на своё мнение.
- Книги, представленные на конференции, выбираются участниками по желанию и интересам.
- Задача выступающего –показать привлекательность книги, представить её так, чтобы её захотели прочитать.
- Задача слушающего – прослушать информацию о книге, внести запись в читательский журнал, выбрать книги для чтения на ближайший период времени.
- Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Нет книг плохих, есть «не мои» книги.
Задача библиотекаря выделить читательский актив, обговорить книги, которые будут представлены на конференции, составить программу конференции, собрать аудиторию, организовать выставку из книг, о которых пойдёт речь.
2. Примерный план представления и обсуждения книги.
- Информация об авторе, название, определение жанра.
- О ком и о чём книга?
- Время и место действия книги.
- Основные персонажи книги.
- Как начинается книга? Насколько интригует завязка?
-Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какая проблема поставлена автором в книге?
- Чем интересна книга в целом?
-Сюжет книги. Какой эпизод особенно запомнился? Почему?
- Какие персонажи книги показались особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
- Какое впечатление произвёл язык, стиль автора. Отношение автора к персонажам и действию.
Задача библиотекаря ставить острые вопросы, наводить аудиторию на мысли и выводы, выслушивать всех желающих, но при этом стараться не отойти от тех вопросов, которые планировалось поднять и обсудить.
3. Дискуссия –как форма работы с книгой.
Правила, которыми необходимо руководствоваться при подготовке дискуссии:
- Поощрение разных подходов к прочтению одной книги.
- Сосуществование различных и даже противоположных мнений.
- Вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение.
- Побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.
Кроме того, во время дискуссии читатели думают над тем:
- Как убедительно изложить информацию.
- Как обосновать и аргументировать свою точку зрения.
- Как рассмотреть все подходы к проблеме.
- Как попробовать решить её.
Задача библиотекаря выслушать оба мнения, направить спор в нужное русло, подвести итоги, обозначив правоту и неправоту обоих сторон, грамотно расставить акценты, подтверждая их цитатами из обсуждаемого произведения.

Приложение.
Методика подготовки и реализация обсуждения литературного произведения для учащихся средних классов на примере повести Е.Мурашовой «Класс коррекции».
Подготовительный этап:
- Распространение книги в читательской группе.
- Разработка вопросов к обсуждению.
- Заполнение участниками анкеты читателя.
- Анализ результатов анкетирования.

Подумай!
Вопросы к обсуждению книги Е.Мурашовой «Класс коррекции».
1. Каковы основные темы повести?
2. Назови главных героев повести.
3. О Юре говорят, что он «слишком нормальный». Что стоит за этим?
4. Мат - болезнь нашего общества. Как Юра отучает одноклассников ругаться?
5. Как дети из класса коррекции рассчитываются за грехи взрослых?
6. Во всём виноваты родители? Согласен ли ты с этим утверждением?
7. Деление на классы. Знакома ли тебе подобная ситуация?
8. В деньгах ли счастье?
9. Параллельный мир. О чём мечтают ребята из класса коррекции?
10. Счастлив ли Антон в своей семье?
11. Всё ли так безнадёжно?

Анкета читателя.
(Вопросы заимствованы из проекта НФ «Пушкинская библиотека» «Детское жюри»).
1. Имя. Фамилия. Школа. Класс.
2. Автор книги. Название книги.
3. О чём эта книга?

4. Кто главные герои книги?

5. Какой эпизод тебе больше всего запомнился?

6. Какие чувства ты испытывал, читая эту книгу?

7. Что бы ты сказал, если бы захотел посоветовать другу прочесть (или, наоборот, не читать) эту книгу?

8. Поставь книге оценку.
- Отлично. Очень интересно.
- Хорошо.
- Нормально.
- Скучно.
- Совсем неинтересно.

(Анкета может служить отправной точкой к дальнейшему построению обсуждения).


Урок –диспут «Дай вам Бог доброго сердца».


Ход обсуждения.

Приветствие участников. Краткий рассказ об авторе. Впечатления. Последующие вопросы.
Екатерина Вадимовна Мурашова родилась в Ленинграде в 1962 году. Имеет два высших образования. Работает в детской поликлинике семейным психологом, преподаёт в Университете культуры. Мама двоих детей. Автор повестей о трудных подростках «Барабашка -это я», «Обратно он не придёт!», «Гвардия тревоги». Все истории из жизни детей и подростков, как утверждает писательница, она берёт из жизни, постоянно общаясь с ними.


Назови главных героев повести.
Антон. Вспомни его историю. Повествование в книге «Класс коррекции» идёт от лица Антона. Об Антоне учителя говорят, что «по природе он- безусловный лидер, и к тому же умён и образован для своих лет», но «неврологически нездоров», у него «бывают припадки неконтролируемых эмоций». Он без труда поступил в лицейский класс, но из-за болезни и недовольства родителей –спонсоров был переведён в класс коррекции.
Юра. Почему он раньше не учился в школе и почему попал в класс коррекции? Ему мешала болезнь, когда состояние улучшилось, Юра пошёл в школу. «Болеет он с самого рождения и теперь, можно сказать, в хорошей форме, потому и в школу пошёл. Раньше, мол, было хуже».
Пашка. Почему заторможенный подросток вдруг «ожил» и привязался к Юре? «Он с таким важным видом коляску катал, и спрашивал у Юры что-то, и головой кивал, и учителя без скрежета к нему кой-то веки без скрежета зубовного обращались: «Паша, Паша». В общем, завёл себе Юру и повысил свой статус». Но дело здесь далеко не в статусе: Пашка впервые в жизни почувствовал себя кому-то нужным.
Вадик. Счастлив ли богатый первоклашка? Наверное, нет. Богатый папа боится за него и поэтому Вадику запрещено общаться с незнакомцами, его везде сопровождает охранник.

Каковы основные темы повести?
(Задача читательской группы выявить эти темы и обосновать их.)
- Тема милосердия.
У Антона есть девиз: «Не надо никого жалеть». Но следует ли Антон этому девизу? Конечно, нет. Антон полон сочувствия не только к Юре, Стеше, Мишане, но и к другим одноклассникам, и даже к молодому географу. Тема милосердия звучит не только в сочувствии одноклассников к Юре, но и во взаимопомощи. Вспомните, как относятся ребята к Стеше, которая «не в себе», как помогают по очереди сидеть с семимесячной Милкой, у которой пропала мама, как опекают полуслепого и полу глухого Мишу.
- Тема дружбы.
Юра и Вадик из благополучного «а». Вспомните сцену их знакомства. Вадик принял Юру за нищего, но Юра не обиделся, а очень тепло поговорил с Вадиком, и, не смотря на то, что «эти, которые дети спонсоров, они вообще без комплексов. Всё продаётся- всё покупается», между двумя такими разными мальчиками завязывается настоящая дружба.
- Тема человеческих ценностей.
Родители Юры борются за своего особого ребёнка не только окружая его заботой и любовью, но и помогая ему войти в мир людей, завести друзей. Богаты ли эти люди материально? Конечно, нет. Но они живут достойно, достойно и полноценно воспитывают сына- инвалида, зная, что тому недолго жить на свете, тогда как родители относительно здоровых детей превращают их жизнь в ад, делают из них своим образом жизни дебилов и дегенератов. Появление Юры в 7 «Е» раскрывает лучшие качества этих запущенных и распущенных детей. Как?
- Тема любви.
Витька и Митька. Вспомните историю Виктории. Она борется за Митьку, пытается вытащить его из алкоголизма, заботится о его братьях и сёстрах. Она пришла ниоткуда, у неё за плечами немыслимая, недетская страшная жизнь, но Витька сама, без документов приходит в школу и пытается воспитать Митьку.
Мишаня и Стеша. Не имея возможности разглядеть Стешину неземную красоту, Мишаня подсознательно чувствует её красоту внутреннюю. Неслучайно в параллельном мире Стеша оказывается заколдованной принцессой, которую Мишаня обязательно спасёт.
Антон и Маринка.
Между ними явно прослеживается симпатия. Маринка тянется к Антону, постоянно с ним советуется. Это добрая, но педагогически запущенная девочка. Антон стесняется своего чувства к ней. Какой эпизод повести подтверждает это? Антон заболел гриппом. «Маринка каждый день мне звонила и говорила по телефону, что задано. Однажды спросила: «Может мне к тебе зайти?» Я представил, как лежу на кровати в футболке и тренировочных штанах, укрывшись до подбородка одеялом, а Маринка сидит посередине нашей заставленной мебелью комнаты, сложив руки на коленях. И мы с ней пытаемся о чём-то говорить… »

О Юре говорят, что он «слишком нормальный». Что стоит за этим?
«Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам». Стоит за этим не только возможность Юры проникать в параллельный сказочный мир, где он абсолютно здоров. Что ещё? Богатый внутренний мир, счастливый лёгкий характер, крепкая семья и любовь родителей, способность привлекать к себе людей.
Мат - болезнь нашего общества. Как Юра отучает одноклассников ругаться? Ребята из 7 «Е» не ругаются матом, они на нём разговаривают. «Юра никогда не употреблял матерных слов и морщился, когда кто-то матерился в его присутствии. Когда тут же были девчонки, его вообще перекашивало». Пашка просит одноклассников не материться при Юре. Юра ему объяснил, что «если я материться не буду, то на это место другие слова сами заползут».
Как дети из класса коррекции рассчитываются за грехи взрослых?
Стеша- за бурный развод родителей. Хотели поделить дочь, но не заметили, как навредили ей.
Митька - за безалаберность матери, которая рожает детей, но не хочет их воспитывать.
Антон – за ограниченность матери, неумение защитить своего сына.
Таракан - за алкаша – отца, который бьет его и мать и за мать, которая не может уйти от этого монстра. И все остальные – за аморальный образ жизни своих родителей. Антон говорит: «У некоторых моих одноклассников дома такой сарай и такое амбре, что нормального коротышку с ног ещё при входе сшибает. К ним, конечно, ходить можно в любое время дня и ночи, но кому это надо? Да и опасно, вдруг кто-то из предков или гостей нечаянно разозлиться?».
Во всём виноваты родители? Согласен ли ты с этим утверждением?
Дети – зеркальное отражение взрослых. Нежелание жить нормальной жизнью, стремление уйти от проблем в вино и наркотики, приводит к тому, что взрослым уже не до детей. Безусловно, дети страдают. Вспомните удивление одноклассников Юры, когда они пришли к нему в гости. Они удивляются всему: белым тарелкам, скатертям, занавескам, а салфетки видят в первый раз. «Обои на стенах, бельё на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах». Можно ли простить это их родителям? Семья Юры не живёт богато, но живёт достойно. У немолодых родителей родился долгожданный ребёнок, но такой больной и безнадёжный, что и им бы впору с горя припасть к бутылке, но они этого не делают. От семьи зависит всё.
Вина школы? Однозначно, когда речь идёт о детях умных, но больных или из бедной семьи. Школа лишает их шанса получить качественное образование, а значит пробить себе дорогу в жизни умом и знаниями. Клеймо неудачника, неполноценного человека, безусловно, школа может поставить на душе ребёнка, ровно, как и привить ему различного рода комплексы и страх перед жизнью.
Деление на классы. Знакома ли тебе подобная ситуация?
Клавдия Ивановна, классный руководитель 7 «Е», внушает молодому учителю географии, который встал на сторону ребят: «Школа-это всего лишь слепок с общества в целом. Неужели вы не видите разделения на «классы» всего нашего мира? Бедные и богатые, удачливые и неудачники. Умные и глупые. Школа не может изменить мир, который существует за её пределами». В реальной, не книжной школьной жизни есть ли классы элитные и дебильные? На самом ли деле школа – это отражение общества?
В деньгах ли счастье? Открытый вопрос…
Параллельный мир. О чём мечтают ребята из класса коррекции?
Итак, Юра счастлив в придуманном им параллельном мире, где есть земляничная поляна и он абсолютно здоров.
Антон в этом мире удовлетворяет свою страсть к героическим приключениям. Там он герой, в отличие от реального мира.
Мишаня там имеет стопроцентное зрение и слух и любит заколдованную принцессу, а потом и выручает её из башни.
Пашка становится маленьким, видимо только в это время он был счастлив.
Витька, красивая и нарядная, любима и обожаема мамой, которой в реальной жизни ей так не хватает.
В мире, придуманном Юрой исполняются все мечты.


Счастлив ли Антон в своей семье?
Скорее нет, чем да. Его воспитывает одна мама, но взаимопонимания с сыном у неё нет. Она набожна, замучена работой, и скорее всего, интеллектуально не развита. У Антона серая и убогая жизнь, несмотря на его ум, начитанность, задатки лидера. «Когда я был маленьким, я часто «выбирал» себе богатых, красивых и добрых родителей и мечтал о том, как они меня усыновят и мы будем счастливо жить вместе, а я буду таким хорошим-хорошим, и они будут мною гордиться и никогда не пожалеют, что меня взяли». Такие мечты при живой матери самое малое, кажутся очень странными. Возникает вопрос: «Что это за мать?»
Всё ли так безнадёжно?
Юра не жалел себя и умер от простуды и перенесённых волнений за Стешу. Он был поддержкой в безрадостной жизни своих одноклассников. И вот он умер, скорее ушёл в свой сказочный мир и не вернулся. Родители удочерят Милку, от которой сбежала мама и конечно, дадут ей достойное воспитание и любовь. Что будет с остальными детьми из расформированного 7 «Е»? Будем надеяться, что образ жизни Юры многому научил их, показал правильный путь в жизни. Ведь благодаря Юре Стеша стала вновь здоровой, Мишаня снял очки и слуховой аппарат, Пашка обнаружил большое доброе сердце, ребят объединили общие испытания.
Вывод:
И всё-таки твоя судьба в твоих руках. Что важно? Богатство? Деньги? Материальный достаток? Или же любовь, взаимопонимание, дружба, умение сострадать, добрый нрав, всё, что составляет нашу жизнь? Важна сама жизнь. Опустить руки, жить в ужасающих условиях (как автор рассказывает нам об образе жизни семей из 7 «Е»? ) или, если не получается жить богато, то жить достойно, уважая себя имея интересы и друзей, которые помогают жить? Не обязательно владеть миром, но дай вам Бог доброго сердца и увлечённой души. Главная тема повести – целостность человека, его внутренний стержень, мир, который тогда лишь полноценен, когда опирается на нравственные человеческие ценности.

Подростки о книге «Класс коррекции».
В обсуждении приняли участие 20 учеников 7 класса. 11 из них дали книге отличную оценку, остальные поставили «хорошо». Эпизоды, привлекшие наибольшее внимание:
- приход в класс Юры,
- класс коррекции у Юры в гостях,
- путешествие детей в параллельный мир,
- спасение Стеши,
- финал повести, когда мама Юры сообщает о его смерти, а Милка попадает к родителям Юры.
«Эта книга о хороших друзьях из класса коррекции. О том, как мальчик Юра научил остальных понимать людей, помогать окружающим. Юра научил одноклассников улетать в параллельный мир, где исполняются желания. В этой книге самые лучшие друзья. Я бы сказал, что это очень хорошая и интересная книга. В ней очень хорошие друзья, страшные враги. Я думаю, что не все в наше время способны помочь другу в беде». (Метальников Максим, 13 лет).
«Эта книга о трудных подростках. О дружбе. О любви. О решении подростковых проблем. Я бы сказала, что эта книга очень хорошая, интересная, из неё можно извлечь множество полезных уроков. Её стоит прочитать». (Москаленко Даша, 13 лет).
«Читая эту книгу, я испытывала разные чувства: тревоги, радости, волнения, счастья… Прочитай эту книгу, она вызывает море эмоций, чувств, Её очень интересно и легко читать, так как герои-наши ровесники. Такая история могла бы произойти и в жизни». (Пилипенко Алина, 14 лет).
«Эта книга о жизни подростков. У каждого своя жизнь, своя история. Но они объединяются для спасения друзей, одноклассников, и они никогда не оставят друга в беде». (Гурьянова Оля, 13 лет).
«Я бы посоветовал прочесть книгу, потому что она вызывает бурю эмоций, заставляет задуматься о многом, например, почему в классе коррекции, по идее, в самом недоброжелательном классе, так хорошо приняли больного человека, не смеялись, а просто взяли и приняли. А классы из благополучных семей, видя Юру в коридоре, начинали ржать, издеваться, тыкать в него пальцем. Хотя это можно понять, В неблагополучных семьях может случиться всякое, и все друг друга понимают, а в благополучных же всё наоборот, они почти не знают слова «нет», им не принято отказывать, и у них всегда всё хорошо». (Кузьмин Сергей, 13 лет).
«Эта книга очень интересна, ты прочитаешь её с удовольствием. Когда ты начнёшь её читать, то у тебя захватит дух и ты будешь читать не переставая». (Суровегина Катя, 13 лет).
«Когда я читал эту книгу, я испытывал чувства грусти и радости. Грусть о том, что эти дети с ограниченными возможностями, а радость, что это очень дружный класс и они помогают друг другу. Я бы посоветовал прочитать эту книгу друзьям, потому, что она про дружбу, про лучших друзей и может стать советом для сложных ситуаций». (Смирнов Илья, 14 лет).
«Когда я читала эту книгу, мне было жалко детей, которые учатся в этом классе. Хоть они ещё маленькие, но истории их жизни очень печальны. Была радость, когда ребята были счастливы, когда они делали добро. Было переживание, например, когда Юре стало плохо, или когда дети лезли по стене замка. Некоторые моменты во мне вызвали отвращение, например, когда дети использовали мат или пошлости. Конец книги во мне вызвал печаль, ведь Юра умер, а 7 «Е» должны расформировать. Если бы я хотела посоветовать другу прочесть эту книгу, то я бы сказала, что в ней рассказывается о наших сверстниках, их жизни, неудачах, проблемах. В этой книге используется фантастика, выдумка о параллельном мире, в котором исполняются желания. Эту книгу нужно прочитать ещё потому, что такие дети и классы есть на самом деле, и может быть эта книга поможет смотреть на эти вещи проще, с пониманием». (Дмитриева Марина, 14 лет).
«Я бы не стал вот так нахваливать эту книгу, она написана для любителя, и каждый может подумать о ней по своему, одному она понравится, а другому нет.. Её просто надо прочесть». (Серов Рома, 13 лет).
«Я бы сказала, что надо обязательно прочитать эту книгу, чтобы быть более внимательными друг к другу, узнать о трудной жизни ребят, которые оказались в этом классе». (Беляева Юля, 14 лет).
«Дорогой друг! Обязательно прочти эту книгу. Она интересная, полезная и поучительная. В ней главные герои учат нас дружить, любить и радоваться жизни несмотря ни на что, а также верить, верить в то, чему вряд ли суждено сбыться!» (Хрусталёва Олеся, 13 лет).


Библиографический список методических материалов в помощь подготовке обсуждения.
• Брунчукова Н. Сказка и этическое воспитание школьников. Чтение и обсуждение сказок / Н. Брунчукова // Воспитание школьников.-2009. № 5.- С.28-32.
• Гусева В. П. «Больше я не закапываю котят…»: Библиотечный урок по повести И.С.Тургенева «Муму» / Н.В.Гусева // Библиотека в школе.-2009.-№11.-С.15-17.
• Диспут по роману Альберта Лиханова «Никто».-Ярославль: ЦДБ им. Ярослава Мудрого, 2006.
• Дьячкова С.А. Дискуссионные методы / С.А. Дьячкова // Читаем, учимся, играем.- 2005.-№ 2.- С.102-108.
• Котомина Г.В. Как побудить детей к чтению и обсуждению книги / Г.В.Котомина // Школьная библиотек.-2009.-№ 3. С.36-38.
• Лаврикова Е.И. Обсуждение книг в библиотеке - форма обучения чтению «с мыслью» / Е.И.Лаврикова // Новая библиотека.- 2008.- № 9.-С.19-22.
• Причастность к подвигу.- Ярославль: ОЮБ им.А.А. Суркова, 2008.
(Пример психологического обсуждения книги В.Кожевникова «Март-апрель»).
• Макарова Е.Строим пирамиды. Библиотечное занятие по рассказу «Тутар» /Е.Макарова // Библиотека в школе.-2008.-№3.-С.18-19,29.
• Степанькова О.Н. «Физика» и лирика чтения. Сплав высоких эмоций и методики /О.Н.Степанькова // Библиотека в школе.-2009.-№12.-С.10-15.
• Строганова Л. Диспут как свободный обмен мнениями / Л.Строганова //Воспитание школьников.- 2005.- №10.- С.31-33.
• Чаусова С. Для чего люди читатют? Громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя /С. Чаусова //Библиотека в школе.-2009.-№1.-С.9-18.
(Методика подготовки и проведения громких чтений и построения беседы о прочитанном).
• Чуносова Л.Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению. Материалы мастер-класса / Л.Н.Чуносова // Школьная библиотека.-2007.-№4.- С.12-16.
• Чуносова Л.Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению. Материалы мастер –класса / Л.Н.Чуносова // Школьная библиотека.- 2007.-№ 4.-С. 12-16.

 



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика