Главная Художники Кунгура Турицын Николай Васильевич


Турицын Николай Васильевич

 

Турицын Николай Васильевич - родился 12 мая 1900 года в Кунгуре. Родители Василий Алексеевич и Анфиса Ивановна - Купцы 3-й гильдии! Жили на улице Труда, 64. Там в большом дворе стояли три дома, принадлежавшие их семье – низ каменный, верх деревянный, типичная уральская полутороэтажка.

Учился в реальном училище, а в 1920-е годы уехал в Москву. Учился на рабфаке Политехнического института, на вечерах слушал Маяковского, сам пробовал писать стихи. Был знаком с Луначарским, так как необходимо было обращаться в Комитет по делам искусств. Был хорошим фотографом, поэтому подрабатывал фотокорреспондентом ТАСС. Умел шить и кроил при этом сам. Играл на фортепиано и исполнял довольно трудные произведения: романсы Шуберта, сонаты Моцарта и Бетховена. Но, все же любимым был – Моцарт! А когда в 1953 выпустили по амнистии уголовников и резко подскочило число квартирных краж, собрал электросхему, которая периодически включала свет, имитируя присутствие в доме хозяев. Надо сказать, он был многосторонним человеком. 

Николай Васильевич – один из выпускников первого выпуска художественного ВУЗа страны - Художественного института имени В.И. Сурикова. Это выпуск 1938 года. В это время ему было 38 лет. Институт ведет свою историю с 1830-х г.г. 19 века, когда в Москве было создано Училище живописи, ваяния и зодчества. В нем тогда учились, а затем преподавали виднейшие русские художники – москвичи А.К.Саврасов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, В.Д.Поленов, В.Е.Маковский, И.И.Левитан, С.А. и К.А.Коровины, А.Е.Архипов, С.В. Иванов, В.А.Серов.
После революции училище было преобразовано во 2-е Свободные художественные мастерские, в 1920- во ВХУТЕМАС, в 1926 – во ВХУТЕИН. В новой обстановке станковое искусство стало ненужным, акцент делался на декоративное, т.е. охватывающее создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение, а также на плакат. ВХУТЕИН стал сначала декоративным, затем текстильным и, наконец, полиграфическим. Там был издательский факультет, единственное место, где можно было получить образование в области графики.
Из Мюнхена вернулся Игорь Эммануилович Грабарь, художник и искусствовед, впоследствии Народный художник СССР (1956). Он настоял на преобразовании в Институте изобразительных искусств, и в 1934 был назначен директором. Часть студентов тогда исключили, а наиболее перспективных он оставил учиться в новом ВУЗе. В их числе был Турицын Н.В. Его диплом, выданный на огромном листе плотной гербовой бумаги, подписан самим Грабарем, а также преподавателем графики Владимиром Андреевичем Фаворским, впоследствии тоже Народным художником СССР (1963) .
На распределении спросили, куда бы он хотел поехать – в Ростов-Дон или Уфу. Он выбрал Уфу из-за близости к родным местам: Урал! Здесь он преподавал в Художественном училище, которое впоследствии объединили с театральным и музыкальным, создав Уфимское училище искусств, отметившее недавно свое 90-летие. В училище он преподавал всё – рисунок, технику живописи, скульптуру, композицию и даже историю искусств. На эти занятия он приносил свои многочисленные художественные книги и альбомы, купленные еще в Москве. Студенты говорят, что это очень расширяло горизонты, давало новый импульс в творчестве – ведь Уфа 30-40 –х г.г. была еще довольно провинциальным (несмотря на статус столицы республики) городом с населением 400 тысяч (с 1979 – стала городом - миллионером).
Фрунзе и Чапаев под УфойПисал он, как все тогдашние художники, в добротном стиле социалистического реализма. Это были и пейзажи, и портреты (есть и автопортрет), и большие многофигурные композиции: «Калинин выступает перед рабочими», «Фрунзе и Чапаев под Уфой», «Похищение из монастыря». В 40-50-е годы были персональные выставки.
Среди его учеников – самый знаменитый – Народный художник СССР Борис Федорович Домашников (Турицына Н. Художник Борис Домашников // Урал. – 2009. - № 4.).
Б.Домашников так отзывался о Н.Турицыне его дочери Нине: «Это был интеллигентнейший человек. В нем совсем не было этой… «нахрапистости», он был скромным, по нынешним временам - даже очень скромным. Никогда никого не ругал, был очень тактичным. Замечания делал в виде пожеланий. Но и похвалы его добиться было нелегко! Меня, например, он тогда не хвалил. Он учил нас не только рисунку, технике живописи, композиции, скульптуре - он учил нас всему. Вырабатывал вкус. Расширял кругозор. В те годы, а учился я после войны, он приносил в класс репродукции художников Возрождения, старых мастеров и даже современного западного искусства (был такой музей в Москве, объединенный в 1923 из двух – собрания Щукина и коллекции Морозова, а в 1948 ликвидированный; помню папин альбом репродукций этого музея), что по тем временам было большой редкостью, но зато сразу выводило на другой уровень, открывало горизонты. У него были целые альбомы репродукций, сотни художественных открыток…»

Женился Николай Васильевич очень поздно. Жена преподавала в этом же училище немецкий язык, была моложе на 19 лет. В 1955 году, он уехал в Кунгур, и стал работать по договорам с Краеведческим музеем. Писал портреты передовиков и городские виды. Затем вернулся в Уфу, а в декабре 1967 года умер от простуды. Ему было 67 лет. Похоронен на старом Сергиевском кладбище, которое ныне уничтожено. Могилы нет, но остались его книги (у него была богатая библиотека), одна его картина висит у дочери над пианино. Историческое полотно «Фрунзе и Чапаев под Уфой». Жена умерла в возрасте в возрасте 81 года.
Его единственный ребенок, Нина Турицына, родилась в Уфе. В 1959, 1980, 1982 она приезжала в Кунгур.
Работала концертмейстером и преподавателем фортепиано в Перми и Уфе, но кроме музыкального образования, окончила филфак, словно знала, что когда-нибудь будет писать.
В юности печаталась в поэтических сборниках Башкирского государственного издательства. Писать прозу начала в 2005 и тогда же первый рассказ опубликовали в литературном журнале «Бельские просторы». Публиковалась в журналах «Юность», «Топос», «Эрфольг», «Дом Ростовых», (Москва), «Аврора», «Невский альманах» (СПб), «Урал» (Екатеринбург), «Агидель» (Уфа), в республиканских литературных журналах «Ватандаш», в еженедельнике «Истоки», в городских газетах и журналах в Уфе и Керчи, а с 2010 – в Канаде и Германии.
За рассказы о Керчи награждена медалью «60 лет освобождения Украины от фашистских захватчиков». Стала победителем в конкурсе журнала « Эрфольг» (Москва) - 2 место по итогам 2006 года за рассказы. В 2007 – 3 место по итогам года за стихи. Две книги изданы в республиканском государственном издательстве (2007, 2010). Есть муж и сын.

 

Материал предоставила Нина Турицына, дочь 

 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Поиск по сайту
Опрос
Кунгур - это город ...
 
Авторизация



Яндекс.Метрика

апвббшпг 4х240 в России Москва